Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья "У меня была своя "обкатанная" программа, но "JA" оказалась совершеннее" в газете "Открытый урок" №6 (177) 18 февраля 1999 г.

У меня была своя "обкатанная" программа, но "JA" оказалась совершеннее

Одно дело - выбрать программу обучения экономике, другое осуществлять организацию методического руководства экономическим образованием в регионах, что до последнего времени было достаточно острой проблемой. В Новгородской области эта проблема решена в декабре 1997 года. В рамках развития региональных инициатив по программе «Новгород Великий - Партнерство во имя свободы» был создан Новгородский региональный центр межрегиональной общественной организации «Достижения молодых» («Junior Achievement»). Наша беседа с его директором Ольгой Михайловной Тихомировой по сути - первое знакомство с региональным центром «Junior Achievement», попытка проследить историю его возникновения и осмыслить первые результаты его деятельности.

- Ольга Михайловна, насколько нам известно, вы, до того как стали директором Новгородского регионального центра «JA», преподавали экономику и коммерческое право в первой университетской гимназии. Каким образом вы для себя открыли «Достижения молодых»?

- Да, это действительно так. Программу обучения экономике и коммерческому праву я разработала сама и в течение пяти лет «обкатывала» ее. У этой моей авторской программы были как свои достоинства, так и свои недостатки. Один из них - недоступность для общеобразовательной школы. Программа была рассчитана на большое количество часов - до пяти в неделю, а «обычная» школа могла себе «позволить» от силы один - два... Именно тогда я начала поиск универсальной программы, которая подошла бы для ребятишек, не собирающихся завтра стать экономистами, и в рамках которой они бы получали те экономические знания, которые в условиях сегодняшней реальности столь необходимы.

Оказалось, что подобная программа есть. Она успешно работает не только во всем мире, но и в России. Это «Достижения молодых». Замечательно то, что эта программа дает возможность получения полных экономических знаний не только детям городских, но и сельских школ, а курс программы «Junior Achievement» есть решение проблемы преподавания экономики не только в специализированных и общеобразовательных школах, но и в городе.

- А как у нас с этим обстояло дело в «до «JА» период»?

- Опыт преподавания экономики в Новгороде был еще до появления «JA». Причем - достаточно обширный. Помните, как несколько лет назад всю страну, не говоря уже про наш город, буквально захлестнула волна интереса к новшествам российской экономической действительности (брокеры, акции, ваучеры наконец!). Именно тогда родители юных новгородцев потребовали от систем образования экономических знаний для своих детей. Раз появился спрос, то его нужно было удовлетворять. Одна беда - учителей экономики взять было неоткуда. Безусловно, были преподаватели Новгородского университета. Они приходили в школы читать экономику, но владение академическим языком и привычка к лекционной форме работы особой популярности у детей не снискали. Учет возрастных особенностей в преподавании экономики необходим. Здесь должны и психологи и экономисты. Поэтому определенные проблемы в преподавании экономики, как вы выразились, в «до «JA» период» были, и Новгороду подобная «JA» программа нужна была как воздух.

- И по логике вещей программа обучения экономике, необходимая Новгороду как воздух, у нас все-таки появилась. Благодаря вам?

- Решения подобного уровня принимаются обычно не в школах, так что прописку программа «Достижения молодых» получила из рук губернатора области Михаила Михайловича Прусака - человека в высшей степени обладающего экономической грамотностью и постоянно ищущего новые пути в развитии экономики и бизнеса нашей области. Так что благодарить за то, что программа приехала в Новгород, нужно в первую очередь его.

Что касается меня, то на должность руководителя регионального центра программы я прошла по конкурсу, проводимому областным комитетом по образованно.

- Вы выбрали «Достижения молодых» именно за доступность для всех категорий учащихся, то есть учебные программы «JA» понятны и...

- ...и гимназистам, и лицеистам, и учащимся самых обычных школ. Абсолютно всем.

- Однако названные категории разнятся по своим запросам...

- Программа разноуровневая. Начальный объем знаний, заложенный в программе «Прикладная экономика» (9 - 11-е классы), легко освоить всем, а затем, по желанию, можно усложнять, «поднимать планку», вводя специальные курсы, скажем, «Экспортно-импортные операции и международная торговля», что является уже более высоким уровнем.

- Программа многоступенчата?

- Да. Она разработана с первого по одиннадцатый класс «Экономика в начальной школе» (1-3-е классы), «Введение в мир бизнеса» (5-6-е классы), «Прикладная экономика» (9-11-е классы), «Основы международной торговли» (10-11-е классы). В настоящее время переводятся и готовятся к изданию учебные программы экономики в средней школе «Наш регион» для 4-го класса, «Наша страна» для 5-го класса и «Наш мир» для 6-го класса. Также дополнительные программы «Личная экономика» для 7-го класса, «Предпринимательство в действии» для 8-го класса и «Основы международной торговли» для 9-го класса.

- Насколько известно, учебные  программы «JA» разработаны американскими учеными: экономистами, педагогами, психологами и т.д. Но ведь учим-то мы по ним наших, российских,  детей...

- Действительно, программа преподавания экономики с первого по одиннадцатый класс разработана американцами, но она «обкатана» во всех странах мира и работает уже 79 лет. Это «азбука» рыночной экономики, которая подходит любой стране, потому что, например, кривые спроса и предложения строятся одинаково вне зависимости от национальности, и в нахождении равновесной рыночной цены нет никакой расовой идеологии, это не есть предмет политических споров. Поэтому программа прикладной экономики «JA» - классика, которая преподается в 109 странах мира. На эту базу накладываются, естественно, и национальный, и региональный компоненты. Так, на­пример, в комплект учебно-методической лите­ратуры входит учебник «Российская экономи­ка», который подготовила Высшая школа эконо­мики при Правительстве России по заказу «JA». Он дополняет тот курс прикладной экономики, который ведут в других странах. В Новгородской области мы сегодня создали еще и региональный компонент, который, естественно, базируется на местном материале. То есть учебные программы «Достижения молодых» - это сплав трех компонентов: общемировой, российской и региональной экономики.

- Мы уже выяснили, что программа проста для детского понимания. Еще бы, ведь детские умы чисты и «не изуродованы» бытовавшими ранее понятиями политэкономии, но как ее принимают взрослые - учителя города и области, обучающиеся навыкам преподавания экономики?

- Судите сами. Первый установочный семинар состоялся в январе прошлого года. В нем приняли участие 24 педагога Новгорода и районов Новгородской области. Тогда, зимой, все они получили временные сертификаты, которые нужно было подтвердить, пройдя с ребятишками своих школ курс «Прикладной экономики» (9-11-е классы) в сокращенном варианте до конца учебного года. В конце учебного года, это было 19 мая, обладатели временных сертификатов пришли в региональный центр «Достижения молодых» для продолжения итогового тестирования. Его процедура достаточно сложна. Помимо теории, усвоенной на зимнем семинаре, учителя должны показать и практические навыки преподавания экономики. Мы уже отталкиваемся от того, что человек знает: он работал с учебником, он работал с детьми, так что итоговые тестирования проходят и учителя, и их ученики. Только в том случае, если итоговое тестирование заслужило высокую оценку, педагоги получают постоянный сертификат. Так вот, по итогам этого тестирования все 24 педагога, обучавшихся на первом семинаре, получили постоянный сертификат.

- Наверняка все они до обучения по программам «Достижения молодых» имели какой-то объем экономических знаний?

- Первые наши выпускники - обычные учителя обычных школ: математики, биологи, историки, географы, и объем их экономических знаний ограничивался изучаемой давным-давно в институтах политэкономией. Просто всех их объединяет одно - интерес к вопросам экономики и желание преподавать этот интересный и новый предмет.

- Сколько было «выпусков» у регионального центра «JA»?

- Три. Первый, о нем мы уже говорили, январский. Второй состоялся в мае. Третий - июньский. 24 педагога города и области получили постоянный сертификат по итогам первого семинара, 48 - временный сертификат по итогом последних двух. Таким образом, идеи и программы «JA» находят все больше сторонников на земле новгородской. В 1997/98 учебном году в школах новгородского региона изучали экономику по программам «Достижения молодых» 569 учащихся, в новом 1998/99 учебном году по программам «Достижения молодых» обучаются около 2000 ребят (около 96 классов).

«Программа «Junior Achievement», подготавливая поколение будущих российских предпринимателей, содействует процессу интеграции России в мировое экономическое сообщество».

Хорн Хане Йокум,
председатель Совета директоров
«JA»

«...В процессе обучения вы приобщились к экономическому опыту человечества, убедились в преимуществах рыночной экономики, свободного предпринимательства и демократических норм жизни государства и общества. Теперь вам хорошо понятен смысл и направленность экономических и политических преобразований, которые проходят в России.

...Дорогие ребята! Не случайно ваша программа называется «Достижения молодых». Вы - будущее России. Вам приумножать величие и могущество нашей державы.

Верю, что приобретенные знания помогут вам сделать правильный выбор жизненного пути. Все мы создадим действительно свободное общество и справедливое государство, возродим наше любимое Отечество...»

(Из обращения Президента РФ
Б.Н.Ельцина к выпускникам программы
«Достижения молодых»),

- У программы достаточно серьезные перспективы...

- И достаточно заманчивые. Сегодня НРЦ занимается реализацией международной программы «Globe» («Глобус»), предусматривающей создание экспортно-импортной компании. По результатам собеседования и письменного сочинения отборочным комитетом была сформирована делегация для поездки в г.Рочестер (штат Нью-Йорк, США). В состав делегации вошли: НОУ «Гимназия «КВАНТ», многопрофильная гимназия № 2, педагогический лицей-интернат, средняя школа № 8 (г. Боровичи), многопрофильный колледж НовГУ.

«Глобус» - 18-недельный учебный курс для старшеклассников, во время которого школьники из двух стран создают совместное предприятие. В ходе курса изучаются такие вопросы, как рост международной торговли, ограничение в торговле, экономическое развитие, вопросы деловой этики и охрана окружающей среды. Используя принцип «Учись, делая», школьники практикуются в организации и управлении специально созданным совместным предприятием. Они собирают первоначальный капитал, проводят исследования рынка и определяют, какой товар выгодно экспортировать и продавать с прибылью для своего предприятия. При выполнении заданий необходимо учитывать курсы обмена валют, платежный баланс, применять полученные предпринимательские навыки.

- Однако без достойного финансирования этот проект грозит уподобиться бендеровским «Нью-Васюкам»...

- Сейчас международная часть проекта финансируется в рамках гранта, предоставленного информационной службой правительства США международной организации «JA». Что касается обучения кадров, то опыт других регионов подсказывает только форму организации хозрасчетных семинаров, потому что организация наша -общественная и должна как-то жить. Тем не менее особенность нашего региона такова, что чрезвычайно высокий интерес к программе «Достижения молодых» проявили и комитеты по образованию города, области, и Региональный центр развития образования, и Новгородский университет. Есть шанс, что с активной поддержкой региональных и муниципальных структур управления и образования, предпринимательских кругов Новгорода не придется прибегать к хозрасчетным формам взаимодействия общественной организации «JA» и системы образования.

- Кстати, о последних. Так как «Junior Achievement» организация некоммерческая, то без помощи предпринимателей-спонсоров не обойтись. Международную организацию «JA», насколько известно, поддерживают ведущие компании мирового бизнеса, к примеру, известные всем россиянам Relcom, McDonalde, Polaroid, Coca-Cola, Procter&Gamble и любимая всеми женщинами Estee Lauder. Кто поддерживает новгородский региональный центр «JA»?

- В чистом виде спонсорством поддержку представителей местных деловых кругов назвать нельзя. Как я уже говорила, содействие развитию программы «Достижения молодых», помимо предпринимателей, будут оказывать и представители областной, муниципальной власти. Все они входят в Попечительский совет. В.О.Букетов - председатель городского комитета образования, В.Н.Аверкин - председатель областного комитета образования, А.Л.Гавриков - президент НовГУ, Ю.И.Бобрышев - директор «Алкона», Н.Д.Иванов - ректор РЦРО, Б.И.Шульман - генеральный директор промышленной компании «Сплав», А.В.Густов - типографии «НовКлемм», В.А.Ганеева - НПО «Ильмень», О.Ф.Сергеева - «Семиречье», В.А.Объедков - Фонд поддержки жилищного строительства, «Ротари-клуб» в полном составе, Н.В.Евлампиев - типографии «Новгород». Вот лишь некоторые члены Попечительского совета. Помимо новгородцев, в Попечительский совет вошли Рэйчел Фримен - координатор программы «Партнерство во имя свободы», атташе по вопросам культуры посольства США Моника О'Киф, атташе по вопросам культуры посольства США в Санкт-Петербурге Джанетт Димерей. Все они готовы активно помогать новгородскому региональному центру «Достижения молодых» в организационных и финансовых вопросах.

- А конкретнее?

- Скажем, согласно договору о взаимном сотрудничестве НРЦ «Достижения молодых» и НовГУ им. Я.Мудрого № 38 ЮО от 3 июня 1998 года, нашей базовой площадкой для проведения соревнований по МЭМ и олимпиад по экономике является Новгородский университет. Такие же договоры связывают наш центр с многопрофильной гимназией № 2, где координируется работа школьных компаний новгородского региона, с педагогическим лицеем-интернатом, который стал базовой площадкой для работы полной системы международной экономической программы «Достижения молодых», а также альтернативных образовательных программ. Около шестидесяти образовательных учреждений города и области - наши главные партнеры.

 

УЧИТЕЛЯ В РОЛИ УЧЕНИКОВ

Заметки с первого методического семинара Новгородского регионального центра «Достижения молодых»

Методический семинар проводила методист программы нижегородского регионального центра «Достижения молодых» Нина Федоровна Чурсина. Прежде всего мы познакомились с историей создания, структурой и деятельностью общественной организации «Достижения молодых», основными ее принципами и программами экономического образования, которые охватывают все возрастные ступени с первого по одиннадцатый класс. Семинар проходил очень интересно благодаря принципу «Учись, делая», который заложен как основополагающий при обучении учащихся. Нам были предложены система деловых игр по прикладной экономике, видео­фильмы, методики изучения отдельных экономических вопросов (таких как «Что такое экономика?», «Типы экономических систем», «Рыночная экономика», «Предложение, спрос и рыночная цена»), учебные тесты. Каждый из присутствовавших на семинаре преподавателей получил комплект фирменных материалов курса «Прикладная экономика»: учебник, сборник заданий, методические пособия для учителя и бизнес-консультанта, дискету с учебными версиями игр «Моделирование экономики и менеджмента» и «Рынок».

За четыре дня напряженной работы нам удалось познакомиться с курсом «Прикладной экономики», правда, пока в сокращенном варианте. Этот курс рассчитан на учащихся 10 -11-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей. Полный вариант программы рассчитан на 105 часов, сокращенный - 34 часа. Методическое обеспечение курса, деловые игры к нему получили у участников семинара очень высокую оценку. Программа очень жизнеспособна и в условиях современной жизни необходима. По мнению педагога, она позволит создать условия для творческого саморазвития учащихся, выявления их предпринимательских способностей и адаптации будущих выпускников. Были отмечены доступность изложения важнейших экономических знаний и понятий, прикладной характер курса, строгая логика подачи учебного материала.

По итогам семинара состоялась конференция, на которой новгородские педагоги высказали свои пожелания авторам и методистам программы «Достижения молодых»: побольше тестов, соответствующих тематике и логике учебников; интересных экономических заданий и ситуаций, требующих творческого мышления; деловых игр и методик их проведения; и, безусловно, необходимы некоторые элементы правовых знаний в области экономики, обзор наиболее важных правовых документов.

В последний день работы семинара состоялась итоговая конференция, на которой присутствовали члены Попечительского совета, бизнес-консультанты, представители администрации города, организаторы и учредители. В этой торжественной обстановке были вручены временные сертификаты, которые предстоит подтвердить опытом преподавания экономики в школах.

Затем наша группа участников первого семинара Новгородского регионального центра «Достижения молодых» подтвердила свои знания и опыт но итоговом семинаре. Все мы получили уже «золотые» сертификаты и стали с полным правом называться «преподавателями экономики». Из нас получилась неплохая команда, объединенная общим делом и замечательной организацией «Достижения молодых».

Галина ГРОМОВА,
учитель шкопы № 34

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz