Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья "Три недели с экономикой США" в газете "Открытый урок" №6 (177) 18 февраля 1999 г.

Три недели с экономикой США

Делегация юных новгородцев побывала   в г. Рочестер, штат Нью-Йорк, в рамках образовательной экономической программы «Globe». Программа рассчитана на учащихся 15-18 лет. Ее цель - показать студентам всего мира, как законы бизнеса действуют в мировой экономике.

Новгородский пряник на Гудзоне

Программа «Globe» является частью программы «Junior Achievement» («Достижения молодых»).

Отбор участников проходил на конкурсной основе: учащиеся должны были написать сочинение на английском языке на тему: «Почему я хочу изучать экономику и что я ожидаю от поездки в США». Затем - устное собеседование.

От каждого учебного заведения (а их было включено а программу пять - гимназии № 2 и «Квант», педагогический лицей, многопрофильный колледж и школа № 8 г. Боровичи) были представлены по двое учащихся и учитель, знакомый с программой «JA» и преподающий прикладную экономику.

От многопрофильного колледжа в программу включились Мурад Магомедов, студент 2-го курса экономического отделения, Ирина Тимонина, студентка юридического отделения, и я, преподаватель английского языка и прикладной экономики.

Целью нашей поездки было установление партнерских отношений со старшеклассниками трех школ г. Рочестера в области изучения международной торговли.

Все учащиеся жили в семьях американцев, имеющих отношение к «JA», где есть их сверстники, которые также изучают основы экономики. Мы вместе ходили на уроки по прикладной экономике и международному бизнесу. Посещали уроки мировой истории, урок-телемост русского языка, когда ребята разных школ, сидя в специально оборудованных классах-студиях, под руководством учителя обучаются русскому языку, активно участвуя в этом процессе. Мы побывали на уроках испанского языка (наиболее активно изучаемый язык в США в качестве иностранного). Ну и понятно, нас как преподавателей английского языка интересовало преподавание английского языка как иностранного. С этой целью мы посещали не только уроки в средней школе, но и знакомились с тем, как учат английскому языку в школе для эмигрантов. В рамках трехнедельного пребывания у нас были запланированы экскурсии как по городу, так и на ведущие предприятия Рочестера, такие как "Кодак", "Дженерал Моторс", встречи с ведущими бизнесменами "Ротари-клаб", с членами департамента образовании и мэром города Рочестера мистером Джонсоном.

Директор «JA» Рочестера - Эади Портанов. В нашу честь он устроил вечер в своем доме, куда были приглашены мы со «своими» семьями, а также некоторые бизнесмены Совета директоров. Мы могли общаться во время ланча, вести непринужденные беседы о своих впечатлениях, о мыслях об отдыхе и делах. Мы попали в атмосферу американского добродушия и гостеприимства. Кто устал от долгих бесед, мог посмотреть телевизор, выйти во двор, посидеть на уютной веранде или рассмотреть реликвии хозяев. Их дом полон сувениров из различных уголков мира, в том числе из России. Их коллекцию мы пополнили традиционным новгородским пряником, который был выполнен по нашему заказу с символикой новгородского Кремля, что вызвало бурный восторг хозяина и многочисленных гостей. Каждый из нас унес с этой встречи частичку добрых впечатлений об Америке и американских людях.

В программе нашего визита было посещение Нью-Йоркской фондовой биржи, этого мирового рынка акций ведущих мировых компаний, а их насчитывается около 3000 в 50 странах мира.

Кроме обучения, деловых встреч, мы получили максимум удовольствия от развлекательных программ, предоставленных нам отделениями «JA» Рочестера и Нью-Йорка. Одно из самых волнующих впечатлений осталось от посещения Ниагарского водопада.

В программу нашего пребывания в Рочестере было включено посещение Назарет-колледжа, задачей которого является обучение различным видам искусства, бизнеса, компьютерного обучения, а также общего образования, где готовят учителей по разным направлениям.

Два последних дня мы провели в Нью-Йорке, гуляли по улицам, фотографировались, влившись в толпу спешащих людей, бродили по Бродвею, увидели город с высоты 86-го этажа Импайер стейт билдинг, любовались статуей Свободы, прокатились в нью-йоркском сабвее (метро), посмотрели трехмерное кино и катались на теплоходе по Гудзону.

Идеи переполняют сейчас всех нас. Мы с нетерпением будем ждать ответного визита наших американских друзей, которые приедут к нам 11 апреля, точно так же будут жить в наших семьях, знакомиться с нашей культурой, обычаями, традициями.

Телемост в придачу

Очень интересной была экскурсия на предприятия «Kodak». Поразило малое число людей, занятых в цехах, хотя эта известная фирма - в ряду ведущих работодателей Рочестера (наряду с компанией «Хегох» и сетью супермаркетов «Wegmaus»). Оказывается, все технологические процессы по изготовлению розничных видов пленки (и не только фотопленки) контролируются компьютерами. Специалисты, работающие в цехах, следят за показаниями компьютеров и устраняют неисправности в случае их возникновения. Но, думаю, несмотря на высокую техническую оснащенность, трудиться здесь не очень легко - воздух насыщен запахами различных химических соединений. Даже наша группа устала, хотя мы провели на заводе всего пару часов. Правда, об усталости совсем забылось, когда все получили в подарок по фотоаппарату.

Вскоре состоялось неожиданное знакомство - телемост с учениками русского класса одной из школ Рочестера. Все ребята этого класса - русские по происхождению. Одни из них родились в Америке, другие - приехали из России. В ходе разговора выяснилось, что в их семьях говорят только по-английски, но родители хотят, чтобы дети помнили родной язык. Преподаватель русского (Евгения Марковна) сама родилась в США, в России никогда не была, но по-русски говорит очень правильно, хотя и с акцентом. Странно, но сильный акцент ощущается и у некоторых детей, приехавших из России всего два-три года назад. Неужели родной язык забывается так быстро?

И в Рочестере, и в Нью-Йорке встречались с руководителями программы «Достижения молодых». Какие помещения! Сколько сотрудников! И все традиционно улыбчивы, доброжелательны. Все приветственные речи - непременно под пиццу и колу. На прощание - традиционные футболки. Решили, что это наша форма на олимпиадах и соревнованиях.

Бедная Ольга Михайловна! Каково ей будет возвращаться в наше региональное представи­тельство, в свою комнатушку, где она и директор, и секретарь, и бухгалтер, и еще десять сотрудников одновременно в одном лице.

Лицеистки в «Школе без стен»

Две ученицы педагогического лицея - Ксения КРАСНОРУЦКАЯ и Светлана БЕСЧАСТНАЯ побывали в американском городе Рочестер.

Важным итогом стало заключение представителями нашего лицея и рочестерской «Школы без стен» соглашения о сотрудничестве: мы им - изделия лицейских художественных промыслов (расписные сувениры), они нам - плоды школьной цивилизации Запада (открытки, изготовленные на компьютере по собственным эскизам). В общем, перспектива просматривается - быть может, бизнес наберет обороты и научит «детей-теоретиков» деловому партнерству.

«Кодак» нам поможет

В один из дней, проведенных на американской земле, для нас, участников программы «Globe», была устроена встреча с Ричардом Фитцом, председателем Совета директоров предприятия «GVCO Kodak», объединяющего деловых партнеров из Рочестера и Новгорода.

Ричард Фитц приветствовал новгородцев как потенциальных бизнесменов, которым, возможно, в числе многих российских предпринимателей, сотрудничающих с западными коллегами, предстоит выводить Россию из экономического кризиса. Ричард отметил, что совместные предприятия с привлечением иностранных инвестиций хотя и не являются панацеей, но тем не менее могут существенно повлиять на ход экономических реформ в России.

Поскольку юные новгородцы планируют завязать деловые контакты со школьниками Рочестера, Ричард Фитц детально рассказал гостям о процессе создания совместного предприятия и об основных этапах деятельности фирмы «GVCO Kodak» - от формирования акционерного общества до распределения прибыли между акционерами. Затем новгородцы задавали вопросы и даже выступали со своими идеями. Ребята предложили в рамках программы «Globe» открыть под крышей «Kodak» новгородскую школу начинающих фотографов с привлечением уже имеющегося оборудования, с последующей организацией фотовыставок и проведением рекламирующих фирму викторин. И Ричард Фитц заявил, что он как представитель совместного российско-американского бизнеса с радостью поддержит практическое направление программы «Globe».

Людмила ХАРИНЕНКОВА,
колледж НовГУ,
Наталья БУРЦЕВА,
Марина ЯНУШЕВСКАЯ,
гимназия «Квант»

Статья «Обучение по программам «JA» в газете «Открытый урок» №6 (177) 18 февраля 1999 г.

Обучение по программам «JA»

Как мы уже говорили, обучение экономике по системе «Junior Achievement» в сегодняшней России выбирают все большее число российских педагогов. Не случайно обучающая программа «JA» одобрена и поддерживается Министерством общего и профессионального образования. Программе присвоено удостоверение № 1760Б, которое подтверждает наличие лицензии на право внедрения образовательной деятельности. Прежде всего - за логичность, доступность, наглядность учебных программ. Давайте познакомимся пока с тремя из них: «Прикладной экономикой» (9-11-е классы), «Экономикой в начальной школе» (с детского сада по 6-й класс) и наиболее необычной, привлекательной частью программы «Прикладная экономика» - практическим ее курсом «Школьная компания». Итак:

«Прикладная экономика»

Это курс для обучения школьников 9-11-х классов основам рыночной экономики и практического бизнеса. Программа рассчитана на 105 часов, включает в себя теоретическую часть, состоящую из учебника и сборника заданий, компьютерную программу МЭМ (Моделирование экономики и менеджмента), практическую работу в Школьной компании. Предусматривается также участие бизнес-консультанта, Учебно-методический материал по курсу состоит из учебника, сборника заданий, методического пособия для учителя, МЭМ и дополнительных материалов. О них - подробнее.

Учебник «Прикладная экономика» состоит из 15 глав, охватывающих 22 микро- и макро-экономические концепции. Он насыщен фотографиями, иллюстрациями, таблицами, графиками, диаграммами. Содержит разделы «Дополнительное чтение» и «Из истории экономической мысли», толковый словарь с английскими оригиналами терминов, алфавитный указатель, а также специальные сноски и заметки для учителя. Каждая глава имеет план и резюме для лучшего усвоения наиболее важного материала.

Сборник заданий является рабочей тетрадью школьника, включает в себя вопросы, тесты, задания с таблицами и графиками, дополнительное чтение, темы для дискуссий и ролевых игр, а также экономические кроссворды. Упражнения различаются по уровню сложности - от простейших, требующих лишь запоминания материала, до сложных, развивающих критическое мышление и аналитические способности.

Методическое пособие для учителя и бизнес-консультанта содержит информацию для качественной работы учителя и бизнес-консультанта. Пособие для учителя разделено на 15 глав, как и учебник. Каждая глава пособия дает обзор концепций и принципов, рассматриваемых в учебнике, возможные варианты подачи материала, ответы на упражнения из сборника заданий, а также методику организации и проведения Школьной компании и компьютерной игры МЭМ.

МЭМ - моделирование экономики и менеджмента - компьютерная программа, моделирующая работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры школьники встречаются с такими понятиями, как процентная ставка, предел кредита, производительность труда. Они увидят, как ведут себя цены в условиях кризиса и подъема экономики. Для работы с МЭМ необходим один IBM совместимый компьютер.

Дополнительные материалы призваны помочь учителю сделать процесс обучения более интересным и необычным.

 Деловая игра «Рынок» демонстрирует рыночные законы спроса и предложения;

 «Автоматический генератор тестов» позволяет создавать тесты как по каждой главе курса, так и по самому курсу;

 Компьютерная игра «Макролэнд» помогает лучше усвоить макроэкономические понятия и концепции;

•  «Сборник кроссвордов»;

 Приложение к учебнику «Прикладная экономика» - «Российская экономика» - дает дополнительный материал по экономической ситуации в России.

Курс «Прикладная экономика» предполагает наличие бизнес-консультанта - представителя местных деловых кругов, демонстрирующего школьникам практическое применение изучаемых законов и концепций. Привлекается школьниками, преподавателями и родителями на добровольных началах. Часто он же является спонсором класса «JA».

«Экономика в начальной школе»

Образовательная программа для школьников 1-6-х классов, состоящая из 6 компонентов. В настоящее время подготовлены учебно-методические материалы для школьников 1-3-х классов:

 «Наши семьи» - курс для учащихся 1-го класса;

•  «Наш микрорайон» - для 2-го класса;

•  «Наш город» - для 3-го класса. Переводятся и готовятся к изданию следую­щие учебные материалы:

•  «Наш регион» - для 5-го класса;

•  «Наша страна» - для 5-го класса;

•  «Наш мир» - для 6-го класса;

 «Мы сами» - для подготовительной группы детского сада.

Целью этой программы является демонстрация школьникам ценности образования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы. С помощью различных типов занятий, специально разработанных для данного курса, школьники смогут лучше понять и осознать связь между тем, что они регулярно узнают в школе, и их будущим профессиональным выбором. Знания, полученные на занятиях, сделают легче их переход на следующий школьный уровень и в конечном итоге - к самостоятельной трудовой деятельности. Последовательное изучение программы даст школьникам представления об основных экономических концепциях, необходимых им; роли индивида как потребителя в рыночных отношениях; значении рыночной экономики для районных, городских, региональных и международных экономических взаимоотношений. Учащиеся получат возможность приобрести практический опыт, необходимый для работы в небольших группах, участвуя в различных деловых играх и мероприятиях; научатся думать и принимать решения; понимать ценность образования в школе.

Все темы программы раскрывают основные роли будущего полноправного члена общества как личности, как производителя, как потребителя. Развитие личности включает в себя умение разработать характеристику собственных потенциальных возможностей, брать ответственность на себя, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, достижение ранее поставленной цели. Производитель учится понимать возможность и ценность роботы, а потребитель принимает решения относительно того, как правильнее распределить ограниченные ресурсы.

Комплект учебно-методических материалов включает в себя: методическое руководство для преподавателей и консультантов; красочные плакаты, наглядные пособия для работы в классе; раздаточный материал на каждого школьника на все занятия и дипломы выпускникам классов.

«Школьная компания»

Это экономическая и деловая лаборатория, которая раскрывает на практике многие теоретические законы. В ней школьники получают начальный опыт в области предпринимательства, участвуя в создании и управлении компанией, которая будет производить и продавать собственную продукцию: принимают управленческие решения, ведут бухгалтерский учет, занимаются маркетинговой и другой деятельностью, которая сопутствует успешному функционированию предприятия.

Школьная компания курса «Прикладная экономике» дает возможность школьникам заниматься своим бизнесом. Фактически Школьная компания является экономической и деловой лабораторией, которая раскрывает на практике многие теоретические законы. Школьники вместе работают над решением различных реальных деловых проблем. Работая с консультантом, учащиеся должны понять, что и его фирма выявляет и решает множество подобных проблем.

Во время деятельности Школьной компании учащиеся проводят исследование рынка, собирают капитал путем продажи акций, производят и продают продукт, составляют отчеты компании. Это возможность изучить на практике такие экономические понятия, как предложение, спрос, переменные и постоянные издержки, убывающая доходность и производительность.

Для большинства Школьных компаний требуется одно полное занятие в неделю в течение 6-9 недель. Многие преподаватели стараются совместить это занятие с еженедельным визитом бизнес-консультанта. Таким образом, при тщательно спланированном расписании можно организовать Школьную компанию, произвести и продать продукцию менее чем за 6 недель. Школьная компания предусматривает работу и вне класса.

Основные ступени в деятельности компании.

Шаг первый - организационный.

• Выбор руководства компании.

• Исследование рынка и выбор продукта.

• Выбор названия компании.

• Определение потребности в капитале и продаже акций.

Шаг второй - разработка планов деятельности.

• Определение бюджета компании и ставок оплоты труда.

• Проект рекламной компании и стратегии продажи.

• План производства.

• Проведение заседания правления для утверждения плана.

Шаг третий - деятельность компании.

• Обучение производству и продажа продукта.

• Ведение документации по производству, продаже, кадрам и финансам.

• Контроль за продвижением компании к поставленным целям.

Шаг четвертый - завершение деятельности.

• Завершение выпуска продукции и ее продажи.

• Составление баланса и ликвидация компании.

• Составление годового отчета.

За более подробной информацией обращайтесь в новгородское представительство «JA»:

Новгород, ул. Ново-Лучанская, 27, комн. 201, тел./факс 77-11-64, исполнительный директор - Ольга Михайловна Тихомирова.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz