Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Инновации: Экономическое образование в школе

Российская межрегиональная организация "Junior Achievements RUSSIA"

Новая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в ходе преобразований, повысила роль каждой отдельной личности как субъекта рыночных отношений и тем самым обусловила актуальность экономического образования как для взрослых, так и для детей. Особенно необходимо понимание экономических  процессов для последних, ведь именно сегодняшним ребятишкам предстоит жить в новой реальности, и скудными познаниями вроде недавно бытующих "двадцати копеек на кино и десяти  — на мороженное" им уже не обойтись... В настоящее время Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации разработаны программы, изданы учебники и учебно-методические пособия по экономике.    То есть, спрос породил массу предложений.  Одно из них - международная образовательная программа "Junior Achievements" ("Достижения молодых"), которую все чаще выбирают российские педагоги. Корреспонденту  "Ментора"  удалось встретиться  с  исполнительным  директором  Московского представительства  "JA"   Татьяной Львовной  Хромовичевой,  которая рассказала об истории  возникновения  программы, о её деятельности, целях, преимуществе и  перспективах.

—   Через   год   программа   "Junior Achievements International" будет отмечать юбилей - 80 лет своего существования.   Именно в   1919 году  Горацием  Мозесом (владельцем Страсморской бумажной компании) была создана некоммерческая организация для подготовки школьников к работе  на  бирже.   И  в  начале  века,  и  сейчас основная цель "JA" - служить связующим звеном между бизнесом и общественностью, а модель подхода к обучению (разработанная Мозесом) - "учиться, делая".   В тридцатые годы нашего столетия началось распространение программ "JA" за пределами США  и только в 1989 году было создано специальное международное отделение "Достижений молодых".   На  сегодняшний день  "Junior Achievements International" входит в десятку крупнейших неприбыльных организаций мира, а её филиалы созданы более чем  в 100 странах мира.

— В России программа ""JA" уже отметила своё пятилетие: 7 декабря 1991 года в Кремле  зарегистрирована   Российская межрегиональная организация "Junior Achievements RUSSIA" (JAR). С момента своего основания по программе JAR подготовлено более 6,5 тысяч преподавателей, которые обучили свыше 400 тысяч школьников. Для поддержки программы создано 35 региональных центров в России, в том числе и в Новгороде Великом.

—  Основная деятельность JAR заключается  прежде всего в обучении российских школьников с 1 по 11 классы основам современной экономики и предпринимательства, сочетая теоретический материал с практическим опытом бизнес-консультантов (представителей местных и деловых кругов). Образовательные программы JAR рассчитаны на разные возрастные группы школьников  ("Прикладная экономика" - 9-11  классы, "Основы международной торговли" - 10-11 классы, "Введение в мир бизнеса" - 5-6 классы и "Экономика в начальной школе" -1-3 классы), как специализированных, так и обычных школ. Цель JAR - построить систему непрерывного экономического образования школьников, используя основные экономические концепции, постепенно наращивая знание предмета, не повторяясь в каждом отдельном курсе, а постепенно углубляя полученные знания и подкрепляя их опытом практической деятельности. В дополнение - хочется отметить, что все программы JAR одобрены и поддерживаются Министерством общего и профессионального образования России. Их преимущество в том, что для их создания был использован как огромный потенциал американских экономистов, психологов, преподавателей и представителей деловых кругов, так и их российских коллег из Высшей школы Экономики и Института Психологии РАН.

— Учебно-методические пособия (учебники, сборники заданий, специализированные компьютерные игры, тесты, кроссворды) программ JAR переведены и переработаны с учётом экономических особенностей современной России. А к юбилейной дате пятилетия "Достижений молодых" в России уже нашими, российскими, учёными Высшей Школы Экономики подготовлен учебник "Российская экономика".

— Безусловно, всё, что я рассказала о деятельности Российского отделения "Junior Achievements" - только, может быть, десятая часть всей информации о JAR, так что если вы решили для себя, что "Достижения молодых" это ваша программа - приходите в региональное представительство. Там вы получите более полные сведения.

— Напоследок, я хочу пожелать Новгородскому региональному центру "Junior Achievements" дальнейших успехов в новом пока ещё деле продвижения экономических знаний на земле Новгородской!

Новгородский региональный центр "Junior Achievements

Одно дело — выбрать программу обучении экономике, другое — осуществлять организацию методического руководства экономическим образованием в регионах, что до последнего времени было достаточно острой проблемой. В нашей области эта проблема решена год томи назад.   Именно тогда, в декабре 1997 года в рамках развития региональных инициатив по программе "Новгород Великий — Партнёрство во имя свободы" был создан  Новгородский Региональный  Центр Межрегиональной Общественной организации "Достижения молодых" ("Junior Achievements"). Наша беседа с его директором Ольгой Михайловной Тихомировой по сути — первое знакомство с Региональным Центром "Junior Achievements", попытка проследить историю его возникновения и осмыслить результаты его деятельности.

— Ольга Михайловна, насколько нам известно, Вы, до того как стали директором Новгородского Регионального Центра "JA", преподавали экономику и коммерческое право в первой университетской гимназии. Каким образом Вы для себя открыли "Достижения молодых"?

— Да, это действительно так. Программу обучения экономике и коммерческому праву я разработала сама, и в течение пяти лет "обкатывала" её. У этой моей авторской программы были как свои достоинства, так и свои недостатки. Один из них - недоступность для общеобразовательной школы. Программа была рассчитана на большое количество часов - до пяти в неделю, а "обычная" школа могла себе "позволить" от силы один-два... Именно тогда я начала поиск универсальной программы, которая подошла бы для ребятишек, не собирающихся завтра стать экономистами, и в рамках которой они бы получали те экономические знания, которые в условиях сегодняшней реальности столь необходимы.

— Оказалось, что подобная программа есть. Она успешно работает не только во всём мире, но и в России. Это — «Достижения молодых». Замечательно то, что эта программа даёт возможность получения полных экономических знаний не только детям городских, но и сельских школ, а курс программы "Junior Achievements" есть решение проблемы преподавания экономики не только в специализированных и общеобразовательных школах, но и в городе, области вообще

— А как у нас с этим обстояло дело в «до JA— период"?

— Опыт преподавания экономики в Новгороде был ещё до появления "JA". Причём - достаточно обширный. Помните, как несколько лет назад всю страну, не говоря уже про наш город, буквально захлестнула волна интереса к новшествам Российской экономической действительности (брокеры, акции, ваучеры, наконец!). Именно тогда родители юных новгородцев потребовали от системы образования экономических знаний для своих детей. Раз появился спрос, то его нужно было удовлетворять Одна беда - учителей экономики взять было неоткуда. Безусловно, были преподаватели Новгородского университета. Они приходили в школы читать экономику, но владение академическим языком и привычка к лекционной форме работы особой популярности у детой не снискала. Учёт возрастных особенностей в преподавании экономики необходим. Здесь должны работать и психологи, и педагоги, а не только экономисты. Поэтому определённые проблемы в преподавании экономики, как Вы выразились, в «до JA период» были и Новгороду подобная «JA» про­грамма нужна была как воздух

— И, по логике вещей, программа обучения экономике, необходимая Новгороду как воздух у нас всё-таки появилась. Благодаря Вам?

— Решения подобного уровня принимаются обычно в высших эшелонах власти, так что прописку программа "Достижения молодых" получила из рук губернатора области Михаила Михайловича Прусака - человека в высшей степени обладающего экономической грамотностью и постоянно ищущего новые пути в развитии экономики и бизнеса нашей области. Так что благодарить за то, что программа приехала в Новгород нужно в первую очередь его.

— Что касается меня, то на должность руководителя регионального центра программы я прошла по конкурсу, проводимому областным комитетом по образованию.

— Вы выбрали "Достижения молодых" именно за доступность для всех категорий учащихся, то есть учебные программы "JA" понятны и ...

— и гимназистам, и лицеистам и учащимся самых обычных школ. Абсолютно всем.

— Однако названные категории разнятся по своим запросам...

— Программа разноуровневая. Начальный объём знаний, заложенный в программе "Прикладная экономика" (9-11 классы) легко освоить всем.

 

Обучение экономике по программам "JA"

Как мы уже говорили, обучение экономике по системе «Junior Achievement» в сегодняшней России выбирают все большее число российских педагогов. Не случайно обучающая программа «JA» одобрена и поддерживается Министерством общего и профессионального образования. Программе присвоено удостоверение № 1760Б, которое подтверждает наличие лицензии на право внедрения образовательной деятельности. Прежде всего - за логичность, доступность, наглядность учебных программ. Давайте познакомимся пока с тремя из них: «Прикладной экономикой» (9-11-е классы), «Экономикой в начальной школе» (с детского сада по 6-й класс) и наиболее необычной, привлекательной частью программы «Прикладная экономика» - практическим ее курсом «Школьная компания». Итак:

«Прикладная экономика»

Это курс для обучения школьников 9-11-х классов основам рыночной экономики и практического бизнеса. Программа рассчитана на 105 часов, включает в себя теоретическую часть, состоящую из учебника и сборника заданий, компьютерную программу МЭМ (Моделирование экономики и менеджмента), практическую работу в Школьной компании. Предусматривается также участие бизнес-консультанта, Учебно-методический материал по курсу состоит из учебника, сборника заданий, методического пособия для учителя, МЭМ и дополнительных материалов. О них - подробнее.

Учебник «Прикладная экономика» состоит из 15 глав, охватывающих 22 микро- и макро-экономические концепции. Он насыщен фотографиями, иллюстрациями, таблицами, графиками, диаграммами. Содержит разделы «Дополнительное чтение» и «Из истории экономической мысли», толковый словарь с английскими оригиналами терминов, алфавитный указатель, а также специальные сноски и заметки для учителя. Каждая глава имеет план и резюме для лучшего усвоения наиболее важного материала.

Сборник заданий является рабочей тетрадью школьника, включает в себя вопросы, тесты, задания с таблицами и графиками, дополнительное чтение, темы для дискуссий и ролевых игр, а также экономические кроссворды. Упражнения различаются по уровню сложности - от простейших, требующих лишь запоминания материала, до сложных, развивающих критическое мышление и аналитические способности.

Методическое пособие для учителя и бизнес-консультанта содержит информацию для качественной работы учителя и бизнес-консультанта. Пособие для учителя разделено на 15 глав, как и учебник. Каждая глава пособия дает обзор концепций и принципов, рассматриваемых в учебнике, возможные варианты подачи материала, ответы на упражнения из сборника заданий, а также методику организации и проведения Школьной компании и компьютерной игры МЭМ.

МЭМ - моделирование экономики и менеджмента - компьютерная программа, моделирующая работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры школьники встречаются с такими понятиями, как процентная ставка, предел кредита, производительность труда. Они увидят, как ведут себя цены в условиях кризиса и подъема экономики. Для работы с МЭМ необходим один IBM совместимый компьютер.

Дополнительные материалы призваны помочь учителю сделать процесс обучения более интересным и необычным.

 Деловая игра «Рынок» демонстрирует рыночные законы спроса и предложения;

 «Автоматический генератор тестов» позволяет создавать тесты как по каждой главе курса, так и по самому курсу;

 Компьютерная игра «Макролэнд» помогает лучше усвоить макроэкономические понятия и концепции;

•  «Сборник кроссвордов»;

 Приложение к учебнику «Прикладная экономика» - «Российская экономика» - дает дополнительный материал по экономической ситуации в России.

Курс «Прикладная экономика» предполагает наличие бизнес-консультанта - представителя местных деловых кругов, демонстрирующего школьникам практическое применение изучаемых законов и концепций. Привлекается школьниками, преподавателями и родителями на добровольных началах. Часто он же является спонсором класса «JA».

«Экономика в начальной школе»

Образовательная программа для школьников 1-6-х классов, состоящая из 6 компонентов. В настоящее время подготовлены учебно-методические материалы для школьников 1-3-х классов:

 «Наши семьи» - курс для учащихся 1-го класса;

•  «Наш микрорайон» - для 2-го класса;

•  «Наш город» - для 3-го класса.

Переводятся и готовятся к изданию следующие учебные материалы:

•  «Наш регион» - для 5-го класса;

•  «Наша страна» - для 5-го класса;

•  «Наш мир» - для 6-го класса;

 «Мы сами» - для подготовительной группы детского сада.

Целью этой программы является демонстрация школьникам ценности образования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы. С помощью различных типов занятий, специально разработанных для данного курса, школьники смогут лучше понять и осознать связь между тем, что они регулярно узнают в школе, и их будущим профессиональным выбором. Знания, полученные на занятиях, сделают легче их переход на следующий школьный уровень и в конечном итоге - к самостоятельной трудовой деятельности. Последовательное изучение программы даст школьникам представления об основных экономических концепциях, необходимых им; роли индивида как потребителя в рыночных отношениях; значении рыночной экономики для районных, городских, региональных и международных экономических взаимоотношений. Учащиеся получат возможность приобрести практический опыт, необходимый для работы в небольших группах, участвуя в различных деловых играх и мероприятиях; научатся думать и принимать решения; понимать ценность образования в школе.

Все темы программы раскрывают основные роли будущего полноправного члена общества как личности, как производителя, как потребителя. Развитие личности включает в себя умение разработать характеристику собственных потенциальных возможностей, брать ответственность на себя, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, достижение ранее поставленной цели. Производитель учится понимать возможность и ценность роботы, а потребитель принимает решения относительно того, как правильнее распределить ограниченные ресурсы.

Комплект учебно-методических материалов включает в себя: методическое руководство для преподавателей и консультантов; красочные плакаты, наглядные пособия для работы в классе; раздаточный материал на каждого школьника на все занятия и дипломы выпускникам классов.

«Школьная компания»

Это экономическая и деловая лаборатория, которая раскрывает на практике многие теоретические законы. В ней школьники получают начальный опыт в области предпринимательства, участвуя в создании и управлении компанией, которая будет производить и продавать собственную продукцию: принимают управленческие решения, ведут бухгалтерский учет, занимаются маркетинговой и другой деятельностью, которая сопутствует успешному функционированию предприятия.

Школьная компания курса «Прикладная экономике» дает возможность школьникам заниматься своим бизнесом. Фактически Школьная компания является экономической и деловой лабораторией, которая раскрывает на практике многие теоретические законы. Школьники вместе работают над решением различных реальных деловых проблем. Работая с консультантом, учащиеся должны понять, что и его фирма выявляет и решает множество подобных проблем.

Во время деятельности Школьной компании учащиеся проводят исследование рынка, собирают капитал путем продажи акций, производят и продают продукт, составляют отчеты компании. Это возможность изучить на практике такие экономические понятия, как предложение, спрос, переменные и постоянные издержки, убывающая доходность и производительность.

Для большинства Школьных компаний требуется одно полное занятие в неделю в течение 6-9 недель. Многие преподаватели стараются совместить это занятие с еженедельным визитом бизнес-консультанта. Таким образом, при тщательно спланированном расписании можно организовать Школьную компанию, произвести и продать продукцию менее чем за 6 недель. Школьная компания предусматривает работу и вне класса.

Основные ступени в деятельности компании.

Шаг первый - организационный.

• Выбор руководства компании.

• Исследование рынка и выбор продукта.

• Выбор названия компании.

• Определение потребности в капитале и продаже акций.

Шаг второй - разработка планов деятельности.

• Определение бюджета компании и ставок оплоты труда.

• Проект рекламной компании и стратегии продажи.

• План производства.

• Проведение заседания правления для утверждения плана.

Шаг третий - деятельность компании.

• Обучение производству и продажа продукта.

• Ведение документации по производству, продаже, кадрам и финансам.

• Контроль за продвижением компании к поставленным целям.

Шаг четвертый - завершение деятельности.

• Завершение выпуска продукции и ее продажи.

• Составление баланса и ликвидация компании.

• Составление годового отчета.

За более подробной информацией обращайтесь в новгородское представительство «JA»:

Новгород, ул. Ново-Лучанская, 27, комн. 201, тел./факс 77-11-64, исполнительный директор - Ольга Михайловна Тихомирова.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz