Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

 

НОУ ДО «Новгородский центр экономического образования»

 

Методические рекомендации к преподаванию предмета "Экономика"

в образовательных учреждениях Новгородской области

в 2006/2007 учебном году.

.            

Экономическое образование, его качество и результаты – академические, профессиональные и жизненные – сегодня являются ключевыми пунктами повестки дня не только в России, но и во многих странах мира.

Актуальность школьного экономического образования обусловлена радикальными изменениями в политической и экономической жизни нашей страны. К приоритетным национальным проектам относится модернизация российского образования (Приложение 2. Выдержки из официальных документов).

Концепция современной школы заключается в том, что сегодня необходимо не столько наделять выпускников конкретными знаниями и навыками, сколько закладывать базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, подготовленной к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Сдвиг образования в сторону запросов экономики и рынков труда, усиление его личной и социальной значимости, акцент на предпринимательских качествах, профессиональных компетенциях и базисной готовности к трудовой деятельности рассматриваются в качестве основных факторов развития и конкурентоспособности.

Во всех развитых странах  мира, в большинстве регионов России экономика преподается в средней школе как в форме ряда отдельных обязательных и факультативных дисциплин, так и в составе других дисциплин.  Такая же система преподавания выстроена и в Новгородской области.

Начиная с 1995 года, в нашем регионе накоплен большой положительный опыт преподавания предмета «Экономика»  на всех ступенях в различных образовательных учреждениях (Приложение 4 – Сопроводительное письмо).

 Прикладные экономические программы, такие как «Предпринимательство в действии», «Школьная компания», «Планирование карьеры и жизни», деловые компьютерные игры «МЭМ - моделирование экономики и менеджмента», «Банки в действии» позволяют учащимся получить первый опыт в выборе профессии, определить для себя профиль будущей  сферы деятельности, а главное - понять ценность образования.

     В утвержденных федеральном базисном учебном плане и в региональном учебном плане  присутствует учебный предмет «Экономика» .

В 2006/2007 учебном году образовательные учреждения новгородской области имеют возможность работать по программам:

1. Базовый уровень

 - 35 часов (0, 5 часа в неделю в 10-11 классах)

- 105 часов (по 1,5 часа в неделю в 10-11 классах)

 

2. Профильный уровень

 - 140 часов (2 часа в неделю в 10-11 классах

- 210 часов (по 3 часа в неделю в 10-11 классах).

 Данные программы размещены на сайте в Интернете www.edu.ru). (Приложение 3. Программы)

В  2006/2007 учебном году образовательные учреждения Новгородской области будут проводить предпрофильное  и профильное  обучение  учащихся.

В настоящих рекомендациях представлены программы экономического образования  и элективные курсы для обучения экономике.

Федеральным Министерством образования и науки РФ рекомендованы и одобрены Департаментом образования региона для использования в качестве элективных курсов программы МОО «Достижения молодых» (исх.№03-2200 от 06.12.2005г – Приложение 4). Данные программы признаны лучшей практикой предпринимательского образования генеральным директоратом по предпринимательству Еврокомиссии, а также поддерживаются государственными и общественными деятелями, крупными транснациональными и национальными компаниями, средним  и малым бизнесом, объединениями предприятий, профессиональными сообществами.

Программы предпрофильного и профильного экономического образования открывают учащимся новые возможности:

-         осознания  важности образования и выявления связи между обучением  в школе  и будущим профессиональным выбором;

-         оценки поступков с точки зрения экономической рациональности и целесообразности;

-         анализа информации, умения излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

-         принятия решений с учетом различных факторов и последствий.

 

Программы экономического образования.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.

Программа “Экономика в начальной школе”.

1 класс - “Наши семьи”.

Цели программы “Наши семьи”:

-         определить понятие “семья”;

-         познакомить с потребностями и ресурсами обычной семьи;

-         показать разницу между словами “хочу” и “надо”;

-         выяснить, где можно получить необходимое и желаемое;

-         рассмотреть виды работы, которые выполняются представителями различных профессий;

-         развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне семейных отношений;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

2 класс - “Наш микрорайон”.

Цели программы “Наш микрорайон”:

-         познакомить учащихся с такими понятиями, как “общество”, “правительство”, “налоги”;

-         представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предприятиях и учреждениях микрорайона;

-         получить представление о производстве, основах товарооборота, торговли и циркуляции денег;

-         продемонстрировать роль денег и банков;

-         научить принимать “грамотные” решения, учитывая экономические последствия выбора;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

3 класс - “Наш город”.

Цели программы “Наш город”:

-         познакомить учащихся с основами городского хозяйства и планирования;

-         представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предприятиях и учреждениях города;

-         развить представление о том, какие умения и навыки необходимы для квалифицированного выполнения различной работы;

-         продемонстрировать роль предприятий и учреждений в жизни города и горожан;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

Цели программы “Наш регион”:

-         представить ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг в различных отраслях хозяйства;

-         познакомить учащихся с расположением, природными и экономическими условиями регионов страны;

-         развить представление о работе предприятия;

-         продемонстрировать роль и взаимодействие предприятий на региональном и межрегиональном уровнях;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5 класс - “Наша страна”.

Цели программы “Наша страна”:

-         познакомить учащихся с различными формами собственности и организации труда;

-         представить базовые понятия и ключевые моменты производства, менеджмента и маркетинга;

-         продемонстрировать на конкретных примерах ресурсы и действия, необходимые для открытия и функционирования предприятия;

-         определить положительные и отрицательные стороны рыночной экономики и предпринимательства;

-         развить представление о том, какие знания, умения и навыки требуются для успешной профессиональной деятельности;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

6 класс - “Наш мир”.

Цели программы “Наш мир”:

-         определить понятия “импорт”, “экспорт”;

-         рассмотреть разные формы торговли;

-         познакомить учащихся с различными способами ведения хозяйства;

-         показать на конкретных примерах разницу в ресурсах и особенностях экономики стран мира;

-         продемонстрировать важность международной торговли и ее влияние на экономическое развитие страны;

-         представить факторы, влияющие на валютный курс национальных валют;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

7 класс  - “Личная экономика”.

Цели программы “Личная экономика”:

-         познакомить учащихся с правилами составления бюджета;

-         определить такие понятия, как “кредит”, “занятость”, “альтернативная стоимость”, “инвестирование”;

-         развить представление о состоянии рынка труда и занятости;

-         рассмотреть качества работников, которые ценятся работодателями;

-         раскрыть некоторые секреты успешной карьеры, начиная с шагов, которые необходимо предпринять при поисках работы и поведения на рабочем столе;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

Для реализации программы “Семь шагов в мир экономики” можно рекомендовать интегрированное обучение в образовательных областях “Технология”, “Обществознание”, “География” и “Математика”.

            8 класс “Семейная экономика”. 

Основной целью программы  является повышение возможностей членов семьи в рациональном использовании ресурсов в условиях роста потребностей и ограниченных средств для их реализации.                              

Программа экономического образования для IX  класса

( основное общее образование.)

Программа “Экономика” рассчитана на учащихся IX  класса.

Содержание программы построено так, чтобы реализовать поставленные цели и задачи, формирующие представления о профессиональной деятельности  в сфере экономики, приобрести  практические навыки и умения, выбрать  профиль.

 

Учебно тематический план

№п/п

Наименование темы

Кол-во

 часов

В том числе

Теорет.

занятия 

Практ.

 занятия, дистанционное  обучение

Деловые

комп.

игры

1.

Предмет и метод экономической науки

2

2

 

 

2

Ограничеснность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость

2

1

1

 

3.

 Типы экономических систем

2

1

1

 

4.

Спрос и предложение, рыночная цена

4

1

1

2

5.

Потребитель в экономике

4

2

2

 

6.

Основы предпринимательства

4

 

2

2

7.

Финансирование бизнеса.

4

 

2

2

8.

Производство и производительность.

4

1

1

2

9.

Конкуренция

2

1

1

 

10

Деньги и финансовые институты.

2

1

1

 

11.

Роль труда

2

1

1

 

12

Экономические проблемы мирового хозяйства

2

1

1

 

 

Всего

34

12

14

8

 

Программа экономического образования

для старшей ступени средней (полной) общеобразовательной школы

Программа “Экономика” рассчитана на учащихся старшей ступени школы, (10-11 классы) средних общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, гимназий, других типов средних учебных заведений. Содержание программы построено так, чтобы реализовать поставленные цели и задачи, формирующие базисные знания основ экономики, ознакомить с основными тенденциями экономики (науки и хозяйства) на современном этапе получить специализацию по выбранному профилю.

Целью и задачами экономической подготовки старшеклассников являются:

-         развитие экономической культуры, экономического мышления учащихся направленных на критический анализ процессов и результативности деятельности;

-         формирование умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления;

-         расширение представлений о профессиональной деятельности в сфере экономики, получении и закреплении  навыков в выбранном профиле

-         обеспечение уровня экономической подготовки, позволяющей продолжение обучения на экономических факультетах в высших учебных заведениях.

 

Учебно тематический план

№п/п

Наименование темы

Кол-во

 часов

В том числе

Теорет.

занятия 

Практ.

 занятия, дистанционное  обучение

Деловые

комп.

игры

1.

Основные концепции экономики

-введение в экономику

- альтернативная стоимость и факторы производства

- специализация, обмен, абсолютные и сравнительные преимущества

- экономические системы, собственность, рациональность и стимулы

11

2

 

4

 

3

 

 

2

10

2

 

4

 

2

 

 

2

1

 

 

 

 

1

 

2.

Микроэкономика

- спрос и предложение, рыночное равновесие

- фирма. Теория производства

- отрасль, конкуренция, рыночные структуры

-рынки факторов производства

-Несостоятельность рынка и государственное регулирование

38

 

8

8

 

10

6

 

6

31

 

4

6

 

10

5

 

6

3

 

2

 

 

 

1

 

4

 

2

2

 

3.

Макроэкономика и международная экономика

- инструменты макроэкономики

- макроэкономические проблемы

- макроэкономическая политика

- международная экономика

 

39

11

11

7

10

 

30

11

6

5

8

 

3

 

3

 

6

 

2

2

2

4.

Прикладная экономика

- бизнес

- финансы

- Российская экономика

34

16

10

8

17

8

6

3

10

4

4

2

7

4

 

3

 

Всего (с учетом резервного времени – 18 часов)

140

88

17

17

 

     

Программы  элективных курсов для предпрофильного  и профильного обучения  

IX, X, XI классы

 

 Программа "Предпринимательство в действии".

Программа знакомит учащихся с базовыми понятиями и основными закономерностями рыночной экономики и предпринимательства. Ее цели заключаются в следующем:

-         развить представление о бизнесе как о сфере деятельности и определить его место и значение в экономике;

-         изучить разнообразные аспекты организации, финансирования и управления предприятием;

-         обсудить значение межличностных отношение и деловой этики в бизнесе;

-         определить черты и качества, необходимые предпринимателю;

-         рассмотреть вопросы ответственности бизнеса перед обществом;

-         выявить различные аспекты взаимодействия государства и экономики;

-         научить принимать рациональные решения. Учитывая экономические факторы и последствия выбора;

-         выработать умения и навыки, необходимые для успешной экономической и предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального мастерства и жизненного успеха.

Темы  программы  «Предпринимательство в действии».

№ п/п

Наименование темы

Рекомендуемое кол-во часов

1.

Рынок

2

2.

Бизнес и общество

2

3.

Спрос и предложение

2

4.

Основыпредпринимательства

2

5.

Начало бизнеса

2

6.

Ценообразование

2

7.

Формы организации бизнеса

2

8.

Маркетинг

2

9.

Социальная ответственность

2

10.

Государство и экономика

2

 

ИТОГО:

20 часов

 

Программа «Планирование карьеры и жизни».

Программа рассчитана на то, чтобы помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста правильно выбрать род занятий и в дальнейшем добиться успеха  в поисках соответствующей работы и профессиональной деятельности, и преследует такие цели:

-         представить фундаментальные положения и закономерности рыночной экономики и предпринимательства;

-         развить представление о бизнесе как о сфере деятельности и определить его место и значение в экономической жизни общества;

-         изучить разнообразные аспекты организации, финансирования и управления предприятием в условиях рынка;

-         обсудить значение межличностных отношений и деловой этике в бизнесе;

-         рассмотреть вопросы ответственности в бизнесе;

-         выявить различные аспекты взаимодействия и государства;

-         научить принимать рациональные решения, учитывать экономические факторы и последствия выбора;

-         выработать умения и навыки,  необходимые для успешной экономической и предпринимательской деятельности;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

Темы программы «Планирование карьеры и жизни».

№ п/п

Наименование темы

Рекомендуемое кол-во часов

1.

Большие ожидания

2

2.

Межличностные отношения

2

3.

Эффективность общения

2

4.

Коммуникативные навыки

2

5.

Лидерство

2

6.

Управленческие решения

2

7.

Работаем над проектом

2

8.

Презентация

2

9.

Путь к успеху

2

10.

Принимаемся за дело

2

 

ИТОГО:

20 часов.

 

Программа «Международный рынок»

Программа знакомит учащихся среднего и старшего возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями развития международных экономических отношений. Ее цели:

-         представить фундаментальные положения, закономерности и тенденции всемирного и международного хозяйства обмена;

-         развить представление о мировых рынках;

-         изучить разнообразные аспекты международной торговли;

-         обсудить особенности мировой валютно-финансовой системы;

-         дать характеристику человеческих ресурсов;

-         рассмотреть вопросы ответственности бизнеса за состояние окружающей среды;

-         выявить различные аспекты взаимодействия государства и бизнеса;

-         научит принимать рациональные решения, учитывая экономические факторы и последствия выбора;

-         выработать умения и навыки, необходимые для успешной экономической и предпринимательской   деятельности  в условиях рыночной экономики;

-         подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха.

Темы программы «Международный рынок»

№ п/п

Наименование темы

Рекомендуемое кол-во часов

1.

Международный рынок

2

2.

Национальные хозяйства

2

3.

Экономика страны и мировое хозяйство

2

4.

Международное разделение труда

2

5.

Международное производство

2

6.

Международная торговля

2

7.

Валютный курс.

2

8.

Торговые барьеры

2

9.

Международная интеграция

2

10.

Глобальные экономические барьеры

2

 

ИТОГО:

20

 

 В разработке элективные курсы для профильных школ:  «Бизнес и туризм», «Школьная компания», «Управление личными финансами», которые будут представлены в  2005 году.

Прикладные программы для  приобретения практических  управленческих  навыков

             Деловые компьютерные игры - «МЭМ - моделирование экономики и менеджмента» и  «Банки в действии» - представляют собой  компьютерные технологии обучения учащихся экономике, позволяющие им получить практические навыки в планировании,  в моделировании и анализе ситуаций, в решении проблем, в чтении и составлении финансовых документов, принятии управленческих и экономических решений. Они представлены электронными версиями на дисках 3,5.   Учебный предмет «Информатика» позволяет проводить изучение предмета «Экономики» с  использование информационных технологий, и прикладных программ «Моделирование экономики и менеджмента», «Банки в действии», с 2006/2007учебного года реализовать программы Дистанционного образования - «Управление личными финансами», «Паспорт в мир».

 

 Программы дистанционного обучения на сайте www.ja-russia.ru (раздел «Основы достижений»)

 

Подробная информация о различных экономических образовательных программах размещена на сайте НРЦРО  www.novgorod.rcde.ru  (рубрика «социально-экономическое образование молодежи»)

 

Рекомендуемая  учебно-методическая литература:

1. Учебная литература издательства «Вита-Пресс» - Приложение 5

2. Учебно-методические материалы МОО «Достижения молодых» - Приложение 3

 

Примечания

         -. Программа “Экономика в начальной школе” представляет комплекты (портфели) учебных и раздаточных материалов на 30 учащихся и учителя с 1 по 4 классы.

      -  Программы «Наша страна», «Наш мир» «Личная экономика» представляет комплекты (портфели) учебных и раздаточных материалов на 30 учащихся и учителя с 5 по 7 классы

            -  Программа 8 класса обеспечена учебником:

 Симоненко В.Д., Шелепина О.И. - Семейная экономика: Учебник. – Вита пресс, 2000.

            - Программы: «Предпринимательство в действии», «Планирование карьеры и жизни», «Международный рынок» представляют комплекты (портфели) учебных и раздаточных материалов на 30 учащихся и учителя.

 

Вернуться на страницу назад

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz