|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru
Методические рекомендации к преподаванию предмета "Экономика" в образовательных учреждениях Новгородской области в 2006/2007 учебном году. . Экономическое образование, его качество и результаты – академические, профессиональные и жизненные – сегодня являются ключевыми пунктами повестки дня не только в России, но и во многих странах мира. Актуальность школьного экономического образования обусловлена радикальными изменениями в политической и экономической жизни нашей страны. К приоритетным национальным проектам относится модернизация российского образования (Приложение 2. Выдержки из официальных документов). Концепция современной школы заключается в том, что сегодня необходимо не столько наделять выпускников конкретными знаниями и навыками, сколько закладывать базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, подготовленной к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Сдвиг образования в сторону запросов экономики и рынков труда, усиление его личной и социальной значимости, акцент на предпринимательских качествах, профессиональных компетенциях и базисной готовности к трудовой деятельности рассматриваются в качестве основных факторов развития и конкурентоспособности. Во всех развитых странах мира, в большинстве регионов России экономика преподается в средней школе как в форме ряда отдельных обязательных и факультативных дисциплин, так и в составе других дисциплин. Такая же система преподавания выстроена и в Новгородской области. Начиная с 1995 года, в нашем регионе накоплен большой положительный опыт преподавания предмета «Экономика» на всех ступенях в различных образовательных учреждениях (Приложение 4 – Сопроводительное письмо). Прикладные экономические программы, такие как «Предпринимательство в действии», «Школьная компания», «Планирование карьеры и жизни», деловые компьютерные игры «МЭМ - моделирование экономики и менеджмента», «Банки в действии» позволяют учащимся получить первый опыт в выборе профессии, определить для себя профиль будущей сферы деятельности, а главное - понять ценность образования. В утвержденных федеральном базисном учебном плане и в региональном учебном плане присутствует учебный предмет «Экономика» . В 2006/2007 учебном году образовательные учреждения новгородской области имеют возможность работать по программам: 1. Базовый уровень - 35 часов (0, 5 часа в неделю в 10-11 классах) - 105 часов (по 1,5 часа в неделю в 10-11 классах)
2. Профильный уровень - 140 часов (2 часа в неделю в 10-11 классах - 210 часов (по 3 часа в неделю в 10-11 классах). Данные программы размещены на сайте в Интернете www.edu.ru). (Приложение 3. Программы) В 2006/2007 учебном году образовательные учреждения Новгородской области будут проводить предпрофильное и профильное обучение учащихся. В настоящих рекомендациях представлены программы экономического образования и элективные курсы для обучения экономике. Федеральным Министерством образования и науки РФ рекомендованы и одобрены Департаментом образования региона для использования в качестве элективных курсов программы МОО «Достижения молодых» (исх.№03-2200 от 06.12.2005г – Приложение 4). Данные программы признаны лучшей практикой предпринимательского образования генеральным директоратом по предпринимательству Еврокомиссии, а также поддерживаются государственными и общественными деятелями, крупными транснациональными и национальными компаниями, средним и малым бизнесом, объединениями предприятий, профессиональными сообществами. Программы предпрофильного и профильного экономического образования открывают учащимся новые возможности: - осознания важности образования и выявления связи между обучением в школе и будущим профессиональным выбором; - оценки поступков с точки зрения экономической рациональности и целесообразности; - анализа информации, умения излагать свою точку зрения и вести дискуссию; - принятия решений с учетом различных факторов и последствий.
Программы экономического образования. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Программа “Экономика в начальной школе”. 1 класс - “Наши семьи”. Цели программы “Наши семьи”: - определить понятие “семья”; - познакомить с потребностями и ресурсами обычной семьи; - показать разницу между словами “хочу” и “надо”; - выяснить, где можно получить необходимое и желаемое; - рассмотреть виды работы, которые выполняются представителями различных профессий; - развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне семейных отношений; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. 2 класс - “Наш микрорайон”. Цели программы “Наш микрорайон”: - познакомить учащихся с такими понятиями, как “общество”, “правительство”, “налоги”; - представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предприятиях и учреждениях микрорайона; - получить представление о производстве, основах товарооборота, торговли и циркуляции денег; - продемонстрировать роль денег и банков; - научить принимать “грамотные” решения, учитывая экономические последствия выбора; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. 3 класс - “Наш город”. Цели программы “Наш город”: - познакомить учащихся с основами городского хозяйства и планирования; - представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предприятиях и учреждениях города; - развить представление о том, какие умения и навыки необходимы для квалифицированного выполнения различной работы; - продемонстрировать роль предприятий и учреждений в жизни города и горожан; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. Цели программы “Наш регион”: - представить ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг в различных отраслях хозяйства; - познакомить учащихся с расположением, природными и экономическими условиями регионов страны; - развить представление о работе предприятия; - продемонстрировать роль и взаимодействие предприятий на региональном и межрегиональном уровнях; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5 класс - “Наша страна”. Цели программы “Наша страна”: - познакомить учащихся с различными формами собственности и организации труда; - представить базовые понятия и ключевые моменты производства, менеджмента и маркетинга; - продемонстрировать на конкретных примерах ресурсы и действия, необходимые для открытия и функционирования предприятия; - определить положительные и отрицательные стороны рыночной экономики и предпринимательства; - развить представление о том, какие знания, умения и навыки требуются для успешной профессиональной деятельности; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. 6 класс - “Наш мир”. Цели программы “Наш мир”: - определить понятия “импорт”, “экспорт”; - рассмотреть разные формы торговли; - познакомить учащихся с различными способами ведения хозяйства; - показать на конкретных примерах разницу в ресурсах и особенностях экономики стран мира; - продемонстрировать важность международной торговли и ее влияние на экономическое развитие страны; - представить факторы, влияющие на валютный курс национальных валют; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. 7 класс - “Личная экономика”. Цели программы “Личная экономика”: - познакомить учащихся с правилами составления бюджета; - определить такие понятия, как “кредит”, “занятость”, “альтернативная стоимость”, “инвестирование”; - развить представление о состоянии рынка труда и занятости; - рассмотреть качества работников, которые ценятся работодателями; - раскрыть некоторые секреты успешной карьеры, начиная с шагов, которые необходимо предпринять при поисках работы и поведения на рабочем столе; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. Для реализации программы “Семь шагов в мир экономики” можно рекомендовать интегрированное обучение в образовательных областях “Технология”, “Обществознание”, “География” и “Математика”. 8 класс “Семейная экономика”. Основной целью программы является повышение возможностей членов семьи в рациональном использовании ресурсов в условиях роста потребностей и ограниченных средств для их реализации. Программа экономического образования для IX класса ( основное общее образование.) Программа “Экономика” рассчитана на учащихся IX класса. Содержание программы построено так, чтобы реализовать поставленные цели и задачи, формирующие представления о профессиональной деятельности в сфере экономики, приобрести практические навыки и умения, выбрать профиль.
Учебно тематический план
Программа экономического образования для старшей ступени средней (полной) общеобразовательной школы Программа “Экономика” рассчитана на учащихся старшей ступени школы, (10-11 классы) средних общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, гимназий, других типов средних учебных заведений. Содержание программы построено так, чтобы реализовать поставленные цели и задачи, формирующие базисные знания основ экономики, ознакомить с основными тенденциями экономики (науки и хозяйства) на современном этапе получить специализацию по выбранному профилю. Целью и задачами экономической подготовки старшеклассников являются: - развитие экономической культуры, экономического мышления учащихся направленных на критический анализ процессов и результативности деятельности; - формирование умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления; - расширение представлений о профессиональной деятельности в сфере экономики, получении и закреплении навыков в выбранном профиле - обеспечение уровня экономической подготовки, позволяющей продолжение обучения на экономических факультетах в высших учебных заведениях.
Учебно тематический план
Программы элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения IX, X, XI классы
Программа "Предпринимательство в действии". Программа знакомит учащихся с базовыми понятиями и основными закономерностями рыночной экономики и предпринимательства. Ее цели заключаются в следующем: - развить представление о бизнесе как о сфере деятельности и определить его место и значение в экономике; - изучить разнообразные аспекты организации, финансирования и управления предприятием; - обсудить значение межличностных отношение и деловой этики в бизнесе; - определить черты и качества, необходимые предпринимателю; - рассмотреть вопросы ответственности бизнеса перед обществом; - выявить различные аспекты взаимодействия государства и экономики; - научить принимать рациональные решения. Учитывая экономические факторы и последствия выбора; - выработать умения и навыки, необходимые для успешной экономической и предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального мастерства и жизненного успеха. Темы программы «Предпринимательство в действии».
Программа «Планирование карьеры и жизни». Программа рассчитана на то, чтобы помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста правильно выбрать род занятий и в дальнейшем добиться успеха в поисках соответствующей работы и профессиональной деятельности, и преследует такие цели: - представить фундаментальные положения и закономерности рыночной экономики и предпринимательства; - развить представление о бизнесе как о сфере деятельности и определить его место и значение в экономической жизни общества; - изучить разнообразные аспекты организации, финансирования и управления предприятием в условиях рынка; - обсудить значение межличностных отношений и деловой этике в бизнесе; - рассмотреть вопросы ответственности в бизнесе; - выявить различные аспекты взаимодействия и государства; - научить принимать рациональные решения, учитывать экономические факторы и последствия выбора; - выработать умения и навыки, необходимые для успешной экономической и предпринимательской деятельности; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. Темы программы «Планирование карьеры и жизни».
Программа «Международный рынок» Программа знакомит учащихся среднего и старшего возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями развития международных экономических отношений. Ее цели: - представить фундаментальные положения, закономерности и тенденции всемирного и международного хозяйства обмена; - развить представление о мировых рынках; - изучить разнообразные аспекты международной торговли; - обсудить особенности мировой валютно-финансовой системы; - дать характеристику человеческих ресурсов; - рассмотреть вопросы ответственности бизнеса за состояние окружающей среды; - выявить различные аспекты взаимодействия государства и бизнеса; - научит принимать рациональные решения, учитывая экономические факторы и последствия выбора; - выработать умения и навыки, необходимые для успешной экономической и предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики; - подчеркнуть значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха. Темы программы «Международный рынок»
В разработке элективные курсы для профильных школ: «Бизнес и туризм», «Школьная компания», «Управление личными финансами», которые будут представлены в 2005 году. Прикладные программы для приобретения практических управленческих навыков Деловые компьютерные игры - «МЭМ - моделирование экономики и менеджмента» и «Банки в действии» - представляют собой компьютерные технологии обучения учащихся экономике, позволяющие им получить практические навыки в планировании, в моделировании и анализе ситуаций, в решении проблем, в чтении и составлении финансовых документов, принятии управленческих и экономических решений. Они представлены электронными версиями на дисках 3,5. Учебный предмет «Информатика» позволяет проводить изучение предмета «Экономики» с использование информационных технологий, и прикладных программ «Моделирование экономики и менеджмента», «Банки в действии», с 2006/2007учебного года реализовать программы Дистанционного образования - «Управление личными финансами», «Паспорт в мир».
Программы дистанционного обучения на сайте www.ja-russia.ru (раздел «Основы достижений»)
Подробная информация о различных экономических образовательных программах размещена на сайте НРЦРО www.novgorod.rcde.ru (рубрика «социально-экономическое образование молодежи»)
Рекомендуемая учебно-методическая литература: 1. Учебная литература издательства «Вита-Пресс» - Приложение 5 2. Учебно-методические материалы МОО «Достижения молодых» - Приложение 3
Примечания -. Программа “Экономика в начальной школе” представляет комплекты (портфели) учебных и раздаточных материалов на 30 учащихся и учителя с 1 по 4 классы. - Программы «Наша страна», «Наш мир» «Личная экономика» представляет комплекты (портфели) учебных и раздаточных материалов на 30 учащихся и учителя с 5 по 7 классы - Программа 8 класса обеспечена учебником: Симоненко В.Д., Шелепина О.И. - Семейная экономика: Учебник. – Вита пресс, 2000. - Программы: «Предпринимательство в действии», «Планирование карьеры и жизни», «Международный рынок» представляют комплекты (портфели) учебных и раздаточных материалов на 30 учащихся и учителя.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012 |