|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru
Элективные курсы по выбору Данные курсы разработаны на базе методических пособий МОО «Достижения молодых». Предлагаемые методические материалы можно также использовать при изучении отдельных разделов курса «Экономика» в соответствии со стандартами по экономике Базового и Профильного уровней. С методическими материалами можно ознакомиться Региональном центре развития образования по адресу: Великий Новгород, Ново-Лучанская, д.27, каб. 201. Методист: Тихомирова Ольга Михайловна.
«Предпринимательство в действии» — это программа, которая знакомит учащихся среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями рыночной экономики и предпринимательства. Цели программы «Предпринимательство в действии»:
Знания: альтернативная стоимость * бизнес * бизнес и общество * бизнес-план * виды собственности * выбор * деловая этика * затраты и издержки * конкуренция * кругооборот денег, товаров и услуг * маркетинг * организация предприятия * организационно-правовая форма * основные экономические вопросы * предпринимательство *роль предпринимательства в экономике * предложение * предприниматель * прибыль * производство * производственные ресурсы (факторы производства) * риск * роль государства * сбыт * собственность * спрос * стимулирование * управление * финансирование предприятия * формы ответственности и система распределения прибыли * ценообразование * экономические системы. Умения: * бизнес-планирование * ведение переговоров * вычисление производительности различных факторов * доклады и отчеты * критическое мышление * моделирование и анализ ситуаций * мозговой штурм * презентация * принятие решений * проектный метод * публичное выступление * решение проблем * работа в команде * чтение и построение кривых спроса и предложения * чтение и составление таблиц, графиков, схем и диаграмм * экономические расчеты и вычисления.
«Международный рынок» — это программа, которая знакомит учащихся среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями развития международных экономических отношений. Цели программы «Международный рынок»:
Темы занятий: Тема 1 Международный рынок Тема 2 Национальные хозяйства Тема 3 Экономика страны и мировое хозяйство Тема 4 Международное разделение труда Тема 5 Международное производство Тема 6 Международная торговля Тема 7 Валютный курс Тема 8 Торговые барьеры Тема 9 Международная интеграция Тема 10 Глобальные экономические проблемы Знания: * абсолютное и относительное преимущество * бартер * безработица * деньги * импорт * интеграция * кругооборот денег, товаров и услуг * международная торговля * международные экономические отношения * миграция населения * национальные валюты *обмен * обменные курсы валют * ограниченность ресурсов * проблема выбора * производственные ресурсы (факторы производства) * разделение труда * расчеты в международной торговле * рынок * товары и услуги * торговля * экспорт *экономические системы. Умения: * дискуссия * классификация * критическое мышление * моделирование и анализ ситуаций * определение и различение ресурсов * подготовка докладов и отчетов * приведение доказательств и примеров * применение различных приемов и методов исследования * принятие решении * презентация * проектный метод * публичное выступление * составление отчетов * работа в команде * ролевые игры * сбор и анализ информации * чтение и составление карт, таблиц, графиков, схем и диаграмм * экономические расчеты и вычисления.
«Планирование карьеры и жизни» — это программа, рассчитанная на то, чтобы помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста правильно выбрать род занятий и в дальнейшем добиться успеха в поисках соответствующей работы и профессиональной деятельности. Цели программы «Планирование карьеры и жизни»:
Знания: * альтернативная стоимость * деловое общение * деловая этика * занятость * карьера * квалификация * лидерство * образование и профессиональная подготовка * ограниченность ресурсов * ответственность * проблема выбора * профессия * работа * рынок труда * специальность * трудовые ресурсы * человеческие ресурсы. Умения: * активное слушание * анализ и разрешение конфликтных ситуаций * ведение записей * ведение переговоров * заполнение форм и анкет * классификация * критическое мышление * мозговой штурм * навыки межличностного общения * опрос, тестирование и анкетирование * презентация * применение различных методов исследования * принятие решений * проектный метод * работа в команде * ролевые игры * сбор и анализ информации * составление базы данных и работа с ней * сравнение и сопоставление * управление * управленческие решения * участие в дискуссии * чтение и составление графиков, схем, диаграмм и таблиц.
Прикладная экономика («Экономикс») «Прикладная экономика» — это программа, с которой началось обучение экономике в российских школах. Новое издание «Прикладной экономики («Экономикс»)» 2003 г. знакомит старшеклассников с базовыми понятиями и основными тенденциями экономики (науки и хозяйства) па современном этапе.
Знания: * альтернативная стоимость * банки и банковская система * бартер * безработица * бюджет * ВВП и ВПП * взаимодействие спроса и предложения * выбор * государство * глобализация * деньги * занятость * инфляция * конкуренция * личная и семейная экономика * маркетинг * международная торговля * международная финансовая система * международные экономические отношения * микроэкономика и макроэкономика * монетарная политика * монополия * налоги * обмен * ограниченность ресурсов предприятия * основные экономические вопросы * организация полезность * потребление * потребности * предпринимательство * производство * производительность * производственные ресурсы * рынок * рынок труда * формы собственности * цена и ценообразование * товары и услуги * торговля * экономика (наука и хозяйство) * экономический рост и развитие * экономические системы. Умения: * аргументация * вычисление производительности различных факторов * дискуссия * критическое мышление * межличностное общение * моделирование ситуаций * мозговой штурм * определение факторов изменения спроса и предложения * опрос, интервью, анкетирование * подготовка докладов * презентация * приведение доводов, доказательств и примеров * применение различных методов исследования * принятие решений * проектный метод * публичные выступления * работа в команде * различение фактов и мнений * расчеты и вычисления * решение проблем * ролевые и деловые игры * сбор и анализ информации * составление базы данных и отчетов * управление * управленческие решения * чтение и составление графиков, схем, диаграмм и таблиц *эссе.
«Школьная компания» — одна из наиболее интересных и популярных образовательных программ «Достижения молодых». Под руководством учителей и консультантов учащиеся старших классов:
Важной частью программы «Школьная компания» являются ежегодные региональные и национальные выставки-ярмарки и слеты школьных компаний. Победители национальных соревнований участвуют в Международных ярмарках школьных компаний и Международных конкурсах на звание «Лучшая компания года» по линии ассоциации «Юный предприниматель Европы», членом которой является МОО «Достижения молодых». Знания: * бизнес-план * биржа * бухгалтерский учет *деловая культура и этика * предпринимательство * малый бизнес * маркетинг * материалы, инструменты и приспособление, их использование * налогообложение * организационно - правовые аспекты * организационное планирование * товары и услуги * управление предприятием * финансирование * финансовая отчетность * управление риском и страхование. Умения: * вычисление производительности различных факторов использование материалов * межличностное общение * сбор и анализ информации * применение методов маркетингового исследования * презентация * проектный метод * применение инструментов и приспособлений * составление отчетов * моделирование и анализ ситуаций * принятие решений * работа в команде * решение проблем * ролевые игры * управление * управленческие решения * чтение и составление графиков, схем, диаграмм и таблиц.
Международное партнерство — «Global Learning of Business Enterprise» (GLOBE) — 18-недельный учебный курс для школьников из разных стран, которые создают «экспортно-импортную компанию» и на практике изучают основы международного бизнеса и торговли. Программа включает поездки школьников в страны своих «торговых партнеров». Знания: * абсолютное и сравнительное преимущество * бизнес * государственная политика в области международной торговли * импорт и экспорт * маркетинг * международная валютно-финансовая система * международная торговля * международные экономические отношения * межкультурная коммуникация * платежный баланс * производство * производительность * производственные ресурсы (факторы производства) * разделение труда и интеграция * средства регулирования международной торговли * совместное предприятие. Умения: * анализ и синтез информации * анализ и моделирование ситуаций * импортно-экспортные операции * классификация * конвертирование валют * критическое мышление * маркетинговые исследования * математические расчеты и вычисления * межличностные отношения * пользование электронной почтой и Интернет * приведение доказательств и примеров * презентация * проектный метод * работа в команде * различение и определение ресурсов * решение проблем сопоставление сравнение.
«Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)» — компьютерная программа, которая предоставляет учащимся возможность применить на практике теоретические знания по курсу «Прикладная экономика» в ходе соревнования по управлению предприятием в конкурентной среде, моделирующей реальные рыночные отношения. Успех компании, представленной группой старшеклассников, зависит от умения работать в команде, принимать и координировать решения, следовать разработанной стратегии, учитывающей как интересы компании, так и действия конкурентов. Компонентами программы МЭМ являются: компьютерная программа, руководство пользователя, руководство по теоретическим основам менеджмента, методическое руководство преподавателя и консультанта. Знания: бизнес и предпринимательство * деловая среда * инновационные проекты * маркетинг * менеджмент * планирование * производство * производительность * финансовые и экономические институты * финансирование предприятия и финансовая отчетность. Умения: критическое мышление * моделирование и анализ ситуаций * навыки пользования компьютерной техникой * планирование * принятие решений * проектный метод * расчеты и вычисления * решение проблем * чтение и составление финансовых документов * управленческие и экономические решения. Курсы по программе МЭМ включают ежегодные российские соревнования и московские Кубки МЭМ, а также международные соревнования па призы компании Хьюлетт-Паккард (HPGBC), организующиеся соответственно российской организацией «Достижения молодых» — Junior Achievement Russia и международной организацией Junior Achievement International. Информация об участии в программах и соревнованиях по программе МЭМ содержится па сайте http://www.junior-achievement.ru
«Банки в действии» — это компьютерная программа основ банковского дела и финансовой грамотности для старшеклассников, которая содержит разнообразные методы и модели обучения, интерактивное взаимодействие, ролевые игры, дискуссии, тестирование, моделирование и анализ ситуаций и решений с применением компьютерной техники. Составляющие игры «Банки в действии»: компьютерная программа, записанная на защищенной дискете, руководство пользователя, рабочая тетрадь ученика. Знания: банки * банковская система и деятельность * банковские услуги и операции *биржа *вклады деньги * займы * кредиты * ссуды * проценты * процентная ставка * управление * ценные бумаги * центральный банк. Умения: критическое мышление * моделирование и анализ ситуаций навыки пользования компьютерной техникой * планирование * принятие решений * проектный метод * расчеты и вычисления * решение проблем управленческие и экономические решения * чтение и составление финансовых документов.
«Бизнес и туризм» — это программа, включающая три основные образовательные цели:
Программа «Бизнес и туризм" разработана JA International при поддержке и содействии компании Америкэн Экспресс. Регистрация классов и пользование программой осуществляется через региональные центры МОО «Достижения молодых» - Junior Achievement Russia. Знания: * виды туризма * маркетинг * менеджмент * международный туризм * гостиничное хозяйство * отдых и развлечения * организационно-правовые аспекты * питание * путешествие * транспорт * туристская индустрия * туристские услуги, работы, товары * финансовые аспекты * экономика и организация туризма. Умения: * анализ и синтез информации * критическое мышление * маркетинговые исследования * межличностное общение * межкультурная коммуникация * моделирование и анализ ситуаций * навыки пользования компьютерной техникой и сетью Интернет * планирование * презентация * принятие решений * проектный метод * различение и определение ресурсов * решение проблем * составление базы данных и работа с ней * управленческие и экономические решения * чтение карты.
«Менеджмент: спорта и развлечений» — это программа, которая знакомит учащихся с деловыми аспектами и карьерными возможностями в области спорта и развлечений. В курсе, состоящем из двух разделов, учащиеся под руководством учителя и бизнес-консультанта смогут
Знания: * карьера * квалификация * менеджмент спорта и развлечений * маркетинг спорта и развлечений * финансирование и финансовая отчетность * экономика и организация индустрии спорта * экономика и организация индустрии развлечений. Умения: * бизнес-планирование * вычисление производительности различных факторов * деловые и ролевые игры * классификация * критическое мышление * маркетинговые исследования * моделирование и анализ ситуаций * мозговой штурм * определение факторов изменения спроса и предложения * планирование * принятие решений * презентация * проектный метод * работа в команде * различение фактов и мнений * расчеты и вычисления * решение проблем * сопоставление * составление базы данных и работа с ней * сравнение * управленческие и экономические решения.
«Наши семьи» - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями экономики семьи и домашнего хозяйства. Цели программы "Наши семьи":
Темы занятий: Тема 1 "Чудесное место для жизни" Тема 2 Слова "хочу" и "надо" Тема 3 "Где найти то, что должны и хотят иметь семьи" Тема 4 "Как работают наши семьи" Тема 5 "Что мы знаем о наших семьях" Знания: * экономика и экономические условия жизни * семья * потребности ("хочу" и "надо") * ограниченность ресурсов * необходимость выбора * работа * профессия. Умения: * активное слушание * чтение * письмо* рисование * анализ информации * принятие решений * различение и узнавание символов и условных обозначений.
Наш микрорайон "Наш микрорайон" - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями экономической жизни общества на примере сообщества, представленного микрорайоном. Цели программы "Наш микрорайон":
Темы занятий: Тема 1 "Как работает общество" Тема 2 "Кондитерская фабрика" Тема 3 "Роль государства" Тема 4 "Дерево решений" Тема 5 "Путешествие рубля" Знания: * общество * взаимодействие * инфраструктура * потребности и ресурсы * бизнес * товары * услуги * выбор * продукция * продуктивность * разделение труда * качество * государство * общественные блага * деньги * банки * налоги. Умения: * активное слушание * чтение * письмо * анализ и синтез * сравнение * критическое мышление * решение проблем * принятие решений * ролевые игры * работа в команде.
"Наш город" - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями современного экономического развития на примере городского хозяйства. Цели программы "Наш город":
Темы занятий: Тема 1 "Мы строим дом" Тема 2 "Мы строим город" Тема 3 "Мы выпускаем газету" Тема 4 "Мы открываем ресторан" Тема 5 "Мы идем в банк" Знания: * планирование * инфраструктура * производитель * потребитель * предприниматель * производственные ресурсы (факторы производства) * работа * профессия * материалы, инструменты, приспособления и их использование. Умения: активное слушание * чтение * письмо * анализ и синтез информации * различение и узнавание символов и условных обозначений * чтение карты * измерения * вычисления * составление планов, тезисов и заголовков * заполнение анкет и форм * принятие решений * ролевые игры * работа в команде.
"Наш регион" - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями социально-экономического развития регионов России. Цели программы "Наш регион":
Темы занятий: Тема 1 "Ресурсы региона" Тема 2 "Изучаем наш регион" Тема 3 "Мы принимаем решение" Тема 4 "Как работает предприятие" Тема 5 "Путешествие товара" Знания: * природные ресурсы (земля) * капитальные ресурсы (капитал) * трудовые ресурсы (труд) * товары * услуги * бизнес-план * доходы * расходы прибыль * убытки * налоги. Умения: * активное слушание * расчеты и вычисления * чтение и составление графиков и таблиц * различение и узнавание условных обозначений * чтение карты * определение и сравнение ресурсов * умение приводить экономические примеры * составление бизнес-плана * принятие решений * ролевые игры * работа в команде.
"Наша страна" - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с базовыми понятиями экономической системы и организационно-правовыми формами собственности и организации бизнеса в национальной экономике. Цели программы "Наша страна":
Темы занятий: Тема 1 "Организация" Тема 2 "Менеджмент" Тема 3 "Производство" Тема 4 "Маркетинг" (ценообразование, реклама) Тема 5 "Сбыт" (презентация) Знания: * формы и виды собственности * экономические системы * рынок * спрос * предложение * производство * производительность * организация предприятия * организационно-правовая база * формы ответственности * распределение прибыли * управление предприятием * предпринимательство *бизнес * маркетинг * реклама * цена и ценообразование * сбыт. Умения: * различение и толкование терминов и понятий * сравнение * умение приводить экономические примеры * различение фактов и мнений * принятие решений * критическое мышление * ведение записей презентация * диалогическое общение * интервью * заполнение форм и анкет * моделирование и анализ ситуаций * принятие управленческих решений * ролевые игры * работа в команде.
"Наш мир" - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с базовыми понятиями и основными закономерностями международных экономических отношений и международной торговли. Цели программы "Наш мир":
Темы занятий: Тема 1 "Весь мир в моем доме" Тема 2 "Ресурсы страны" Тема 3 "Валютный курс" Тема 4 "Мировая экономика" Знания: товары и услуги * обмен * кругооборот товаров и услуг * бартер * торговля * деньги * производственные ресурсы (факторы производства) * абсолютное и сравнительное преимущество * международные экономические отношения * разделение труда * интеграция * международная торговля * импорт * экспорт национальные валюты * обменные курсы валют * расчеты в международной торговле. Умения: * анализ и синтез информации * сравнение * сопоставление * классификация * приведение доказательств и примеров * критическое мышление * различение и определение ресурсов * чтение карты * математические расчеты и вычисление * конвертирование валют презентация * чтение и составление таблиц, графиков и диаграмм проектный метод * моделирование и анализ ситуаций * работа в команде.
"Личная экономика" - это программа, которая знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с основными социально- экономическими концепциями, понятиями и явлениями, характеризующими роль личности, производителя и потребителя в рыночной экономике. Цели программы "Наш мир":
Темы занятий: Тема 1 "Искусство общения" Тема 2 "Выбор профессии" Тема 3 "Секреты успеха" Тема 4 "Жизнь замечательных людей" Тема 5 "Карьера" Тема 6 "Как найти работу" Тема 7 "Как устроиться на работу" Тема 8 "Личный бюджет" Тема 9 "Семейный бюджет" Тема 10 "Сбережения и кредиты" Знания: * деловое общение * рынок труда * занятость * безработица * работа * карьера * квалификация * образование * трудовые ресурсы * потребности и ресурсы * альтернативная стоимость * зарплата * бюджет * планирование * деньги * доходы и расходы * сбережения налоги * инфляция * банковские услуги населению * вклады * займы * кредиты *проценты * безналичные расчеты * спрос * предложение * потребление * реклама * поведение и права потребителя. Умения: * навыки делового общения * сбор и анализ информации * классификация * сравнение * сопоставление * приведение доводов, доказательств и примеров * критическое мышление * составление бюджета * планирование и распределение доходов * различение источников доходов * экономические расчеты и вычисления * презентация * чтение и составление таблиц, графиков, схем и диаграмм * проектный метод * составление отчетов * моделирование и анализ ситуаций * работа в команде * принятие решений * решение проблем * составление резюме интервью * ролевые игры.
«Управление личными финансами» Программа личной финансовой грамотности ГЛАВА 1: Введение в программу «Управление личными финансами» ГЛАВА 2: Личный баланс и бюджет ЗАНЯТИЕ 1: Личная финансовая отчетность ЗАНЯТИЕ 2: Деньги и потребности. ГЛАВА 3: Сбережения и вклады ЗАНЯТИЕ 1: Как вложить деньги, чтобы заработать ЗАНЯТИЕ 2: Как вложить деньги, чтобы не потерять ГЛАВА 4: Финансовые механизмы в глобальной экономике ЗАНЯТИЕ 1: Финансовые механизмы. ЗАНЯТИЕ 2: Международные расчеты . ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ГЛАВА 5: Инвестиции ЗАНЯТИЕ 1: Компромисс между доходностью и риском ЗАНЯТИЕ 2: Риски и доходность предоставления займов ЗАНЯТИЕ 3: Виды инвестиций ЗАНЯТИЕ 4: Частный инвестор на фондовом рынке ГЛАВА 6: Кредитование населения ЗАНЯТИЕ 1: Жизнь в кредит ЗАНЯТИЕ 2: Кредитные организации ГЛАВА 7: Страхование ЗАНЯТИЕ 1: Виды страхования ГЛАВА 8: Личные жизненные стратегии ЗАНЯТИЕ 1: Ценности и выбор профессии ЗАНЯТИЕ 2: Личная жизненная стратегия ЗАНЯТИЕ 3: Этапы жизненного пути
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012 |