|
||
Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru
Рудая И.Л. Управление предприятием в деловой игре "Никсдорф Дельта": Учебное пособие. - Мос. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М.:2002. - 149 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ПРЕДПРИЯТИЕ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ «НИКСДОРФ ДЕЛЬТА» Глава 1. Условия деятельности предприятий 1.1. Характеристика рыночной ситуации 1.2. Характеристика рынков сбыта и продуктов 1.3. Основные поля деятельности предприятия 1.3.1. Маркетинговая деятельность предприятия 1.3.2. Производство продукции 1.3.3. Общее управление и финансовая деятельность предприятия Глава 2. Стратегическое управление предприятием РАБОТА С МОДУЛЕМ УЧАСТНИКА ИГРЫ Глава 3. Начало работы Глава 4. Отчетность предприятия Глава 5. Планирование и принятие решения 5.1. Предпосылки к планированию 5.2. Определение целей 5.3. Функция «Помощь в планировании» 5.3.1. Ценово-сбытовая функция 5.3.2. Параметры тест-продажи 5.3.3. Результат Тест-продажи 5.3.4. Производство 5.3.5. Транспортировка 5.3.6. Валовая прибыль 5.3.7. Суммарная прибыль от реализации 5.3.8. Ликвидность 5.4. Контроль принятых решений и регистрация Глава 6. Анализ результатов и оценка деятельности участников игры 6.1. Просмотр, печать и экспорт отчетов 6.2. Основные этапы анализа результатов периода 6.3. Просмотр графических диаграмм 6.4. Оценка деятельности участников игры Заключение Приложение 1. Расчет затрат на персонал Приложение 2. Расчет суммы выплат с отсрочкой Приложение 3. Расчет прибыли от реализации Приложение 4. Отчет о движении денежных средств Приложение 5. Баланс и отчет о прибыли и убытках Приложение 6. Налоги и дивиденды Литература
Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы КАРЛ: Учебное пособие для преподавателей/ Н.А.Исаева, Е.Г.Лиманова, С.Е.Урванцева, Ю.А.Щеглов - М.: Финансы и статистика, 1999. - 432 с.: ил.
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая Вашему вниманию книга представляет собой полное описание компьютерного курса «Никсдорф КАРЛ» и написана по многочисленным пожеланиям преподавателей, использующих программу в течение нескольких лет в российских школах. Программа КАРЛ была разработана для обучения прежде всего практиков - людей, чья профессиональная деятельность напрямую связана с принятием решений по организации и управлению предприятием. Однако опыт использования программы в России показал, что учебный материал компьютерного курса, последовательность изложения, предлагаемые для решения задачи и задания по моделированию экономических ситуаций интересны учащимся средних школ, профессиональных училищ и техникумов, студентам вузов, начинающим предпринимателям и специалистам, повышающим квалификацию. Эта книга будет полезна всем, кто сталкивается на своем пути с необходимостью изучения основ рыночной экономики. Программа КАРЛ имитирует деятельность начинающего предпринимателя - молодого человека по имени Карл, который шаг за шагом расширяет свое предприятие, преодолевая неизбежные трудности и изучая по мере необходимости теоретические основы бизнеса. Основные качества Карла - целеустремленность и личная инициатива, постоянное стремление к новому, постоянное совершенствование своего предприятия. Таким образом, пользователь программы неизбежно вовлекается в процесс поиска наиболее эффективных путей решения каждой задачи, стоящей перед Карлом. Программа КАРЛ состоит из 12 модулей, каждый из которых представляет собой определенный этап в развитии предприятия. Модули логически связаны друг с другом, и по мере того, как предприятие развивается, от модуля к модулю усложняются поставленные задачи. Вместе с Карлом пользователи приобретают новые знания по экономике предприятия. Интерактивный режим программы обеспечивает постоянный диалог обучаемых с компьютером, представление учебной информации чередуется с контролем полученных знаний. Учебный материал программы реализован в виде практических заданий, выполняющихся с использованием имитационной модели, комментариев к ним и контрольных вопросов, ответы на которые позволяют проследить логику построения решения. Последняя глава каждого модуля представляет собой комплексное задание, обобщающее изученный материал. Обучаемые имеют возможность поставить себя на место главного героя и аналогичную задачу решить лучше и эффективнее, используя знания, полученные в данном модуле. Развитие сюжета программы заставляет обучаемых задумываться над тем, что является причиной успеха Карла. Сочетание профессионализма и последовательности в достижении собственной цели, способность использовать полученный опыт и знания, поиск нового поля деятельности, когда исчерпаны возможности совершенствования предприятия, характерны для всех решений, которые принимает Карл. Окажет ли пример деятельности начинающего предпринимателя влияние на формирование активной жизненной позиции обучаемых, зависит в большой степени от преподавателя. «Никсдорф КАРЛ» представляет собой богатый по содержанию учебный и методический материал, охватывающий все стадии развития предприятия. Для более полного отражения дидактических особенностей программы и было разработано данное пособие, включающее в себя также теоретические основы изучаемых разделов экономики предприятия. Пособие содержит решение всех задач, рекомендации и комментарии к выполнению отдельных заданий и некоторые советы преподавателю экономики, организующему работу с группой в компьютерном классе. Основное содержание пособия разбито на модули в соответствии со структурой программы КАРЛ. Пять модулей объединены в первую часть пособия: «Введение в экономику предприятия», основные экономические закономерности здесь рассматриваются на примере предприятия розничной и оптовой торговли. Вторая часть пособия «Предприятие: создание и развитие» посвящена деятельности производителя напитков, решающего задачи по организации производства и управления предприятием в условиях конкуренции. Каждый модуль пособия состоит из глав, в общем случае соответствующих главам программы КАРЛ. Отдельные главы посвящены описанию общих теоретических основ экономики предприятия и решению конкретных задач, которые могут использоваться также при проведении занятий без компьютера. Только последняя глава каждого модуля представляет собой задание по сводной оптимизации, которое носит исследовательский характер и выполняется при помощи имитационной модели. Безусловно, наибольший интерес вызывает использование пособия как руководства к проведению занятий с применением компьютерного курса «Никсдорф КАРЛ», но предлагаемый учебный и методический материал может служить также основой для самостоятельной разработки планов уроков, практических работ и ролевых игр. В каждом модуле пособия определены цели обучения, приведен список глав (план модуля) и кратко описана рассматриваемая ситуация. При организации учебных занятий можно использовать как программу целиком, так и отдельные модули или главы, иллюстрирующие и дополняющие теоретический материал из курса экономики предприятия, а также задания по сводной оптимизации - как практические работы. Конечно, во всех этих случаях следует знакомить обучаемых с общим сюжетом программы. Для включения в учебный процесс полного курса «Никсдорф КАРЛ» требуется от 60 до 80 часов учебного времени, если при этом изучаются также все теоретические вопросы экономики предприятия. Если программа используется лишь как практические задания к основному теоретическому курсу экономики, на каждый из пяти первых модулей программы достаточно двух учебных часов. Последние семь модулей требуют больше времени, если проводится подробный анализ деятельности предприятия и выполняются все задания сводной оптимизации.
К ЧИТАТЕЛЮ ХАНС БОРМАН ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Часть 1. Введение в экономику предприятия МОДУЛЬ 1. ЛАРЕК ДЛЯ ПРОДАЖИ НАПИТКОВ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 2. КИОСК ДЛЯ ПРОДАЖИ НАПИТКОВ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 3. КИОСК - ЗАКУСОЧНАЯ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 4. ОПТОВАЯ БАЗА НАПИТКОВ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 5. ОПТОВАЯ БАЗА НАПИТКОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ СЕРВИСОМ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Часть 2. Предприятие: создание и развитие МОДУЛЬ 6. ОСНОВАНИЕ ФИРМЫ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 7. РАЗВИТИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ 3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ 4. ВСТРЕЧНАЯ СТРАТЕГИЯ 5. ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ГОД ФИРМЫ «СОФТДРИНК ГМБХ» 6. СВОДНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 8. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРОДУКТОВ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 9. МЕТОДЫ ОТНЕСЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПРОДУКЦИЮ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 10. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 11. ИНВЕСТИЦИИ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОДУЛЬ 12. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПРОДАЖА ФИРМЫ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЛОССАРИЙ
|
||
© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012 |