Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья "КЮБ в масштабе всей страны" в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

КЮБ в масштабе всей страны

С 26 по 30 марта в Москве состоялся 3-й Всероссийский слет школьных компаний, организованный межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых» совместно с Министерством общего и профессионального образования РФ и Государственным комитетом РФ по делам молодежи.

Статья "КЮБ в масштабе всей страны" в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Цели слета: определить уровень знаний школьников, изучающих прикладную экономику, помочь наладить контакты между собой, обменяться опытом и выявить лучшую компанию. Для их достижения делегаты прошли через ряд конкурсов. По их итогам и определялся победитель.

Участвовали в слете представители 30 компаний - всего 160 человек - из 20 регионов России.

Два предыдущих слета прошли в 1995 и 1996 годах в Нижнем Новгороде. Однако из некоторых регионов, например с Дальнего Востока, добраться туда можно только с пересадкой в столице. Поэтому в Москве проводить его проще.

На снимке: академик Евгений ВЕЛИХОВ награждает победителя

Сначала делегаты знакомились друг с другом. А потом уже в кинотеатре «Художественный» состоялась ярмарка. Компании должны были оформить стенды, повествующие об их деятельности. Возле стендов они могли продать свою продукцию. Для привлечения покупателя круг фантазии не ограничивался. Стенды оценивались по стобалльной системе.

Тут же были подведены первые итоги. Дипломы получили «Гриком-НН» (Нижний Новгород) - за лучший стенд, «DJ-7» (Москва) - за лучшую рекламу и «Новые русские» (Новокузнецк) - за лучшую продукцию: бары ручной работы из сухого кедра.

После ярмарки в кинотеатре прошли торжества, посвященные пятилетию деятельности «Достижений молодых в России». Выступили председатель совета директоров «Д.М.», общего и профессионального образования РФ Александр Асмолов, директор «Junior Achievement International» Сэм Тейлор, а также представители спонсоров слета: генеральный менеджер транснациональной корпорации «Exxon Ventures (CIS) Inc» Джордж Макдональд и глава департамента правительственных и общественных связей компании «Procter and Gamble» Юрий Моложатов.

Школьные компании прошли интервью с членами жюри об их деятельности, причинах выбора специализации, анализировали свои плюсы и минусы. Отвечали в основном хорошо, и член жюри Александр Валь, чтобы как-то дифференцировать ребят, стал демонстрировать им кривые спроса, а интервьюируемые должны были определить, о каком товаре идет речь. Ошибок не было.

В московской школе №817 прошли презентации компаний. В большей степени они напо­минали концерт художественной самодеятельности, но о положенной информации юные бизнесмены не забыли. Благодаря нестандартной подаче не было скуки, присущей аналогичным конкурсам на европейских соревнованиях. Потому жюри не скупилось на баллы.

Решающей в борьбе за призы стала проверка финансовых отчетов компаний. По ее результатам и определили самого-самого.

В Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение победителей. Третье место и один миллион рублей получила школьная компания «BIS» (Красноярский край). 2-е место и два миллиона рублей достались компании «Вега» (Воронеж). Школьники из компании «Гризли», занявшие первое место, увезут в родной Магнитогорск 3 миллиона рублей.

От имени Государственного комитета по делам молодежи РФ каждому школьнику из победившей компании был вручен диплом, а «Гризли» получили еще и фотоаппарат «Полароид». JA, кроме денежных призов, наградила преподавателей из команд-призеров великолепно изданными экономическими энциклопедиями, а учеников - сумками с логотипами JA.

После церемонии награждения председатель жюри Татьяна Львовна Хромовичева специально для читателей «Открытого урока» рассказала, почему главный приз решено было сделать денежным. «Мы никогда не знаем заранее, сколько человек работает в компании. Но сколько бы их ни было, денежный приз достанется всем, а не только присутствующим на слете ребятам. В этом удобство денежного».

Статья "КЮБ в масштабе всей страны" в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Что касается фирменных сумок JA, то жюри и не предполагало, что это такая ценность для ребят. Они хранились в том же помещении, куда одна из компаний складывала аппаратуру. И каждый раз, таская аппаратуру, ребята поглядывали в угол, где лежали сумки. А потом не выдержали и признались, что хотели бы ходить с такими портфелями в школу. Жюри подумало и решило сделать из сумок приз.

Были вручены и специальные призы. Государственный комитет по делам молодежи РФ наградил компанию из Нижнего Новгорода «Гриком НН» (за «реализм и практичность выбора направления деятельности») и тульскую компанию «Фито» (за «смекалку и предприимчивость в реализации продукции»). Исполнительная дирекция отметила те компании, которые «помогали перемешивать человеческое тесто». Благодарственное письмо и сумку с логотипом JA получили компании «Пионер» из Азова и «DJ-7» из Москвы.

Среди остальных призов интересен приз самому юному участнику слета. Третьекласснику Леониду Беззубову («Гриком НН») подарили книгу чуть ли не больше его самого. Как объяснил Леонид, его должность в компании - вице-президент по производству, а обязанности заключаются в ежедневной поливке грибниц.

На вопрос «Как вы поступите с призами?» ребята ответили, что грамоты повесят дома на стенку, деньги разделят по-честному между всеми работниками компании, а в «Гризли» добавили, что спецприз - фотоаппарат «Полароид» - подарят учителю.

Что такое JA

Junior Achievement (JA) переводится на русский как «Достижения молодых». Это неприбыльная организация, цель которой - дать школьникам экономическое образование. Сейчас она действует более чем в ста странах. Школе, решившей ввести у себя программу JA, придется оплатить только курс повышения квалификации своего преподавателя и меньшую часть учебников. JA, спонсируется более чем 100 000 фирм и частных лиц по всему миру.

JA была основана в 1919 году в США. До середины 70-х годов ее программы преподавались факультативно и только старшеклассникам. Сейчас учить экономику по JA дети могут начиная с 6 лет. Только по одной из программ в США в 1993/94 финансовом году обучалось около 1,8 миллиона студентов и работали 37 тысяч преподавателей и более 100 тысяч бизнес-консультантов.

Работа JA в России началась в конце 1991 года. 7 декабря в Кремле группа российских школьников и студентов встретилась с представителями ведущих американских компаний и американскими школьниками, обучавшимися по программам JA. Собравшихся приветствовал не только Президент России Ельцин, но и президент СССР Горбачев.

В нашей стране JA преимущественно предлагает курс «Прикладной экономики», рассчитанный на 9 -11-е классы. Он состоит из трех частей. Теоретический курс по переводным учебникам, практическое задание «Школьная компания» и, наконец, компьютерная игра «МЭМ» («Моделирование экономики и менеджмента»), где команды учащихся соревнуются между собой в умении управлять собственной виртуальной фирмой.

Тел.JA: 399-21-14, 398-15-81

 Деловая игра всерьез

«Школьная компания» - это деловая игра всерьез. Это настоящий «взрослый» бизнес, только в очень скромных масштабах. Используя полученные знания, школьники должны создать свою маленькую коммерческую компанию.

Изучающие экономику школьники проводят маркетинговые исследования и выясняют, чем будет заниматься компания. Выбираются президент и 4-вице-президента, у каждого из которых своя область деятельности: финансы, работа с персоналом и так далее.

Первоначальный капитал приносит обычно выпуск акций. Компания нанимает работни­ков, закупает материалы и оборудование и начинает производить товар или услуги. Это могут быть сувениры, мягкая игрушка, изделия из бисера, проведение дискотек, выпуск газеты, организация кафе. Компания ведет финансовую документацию, отчитывается перед акционерами и выплачивает дивиденды. Школьники сами решают, как распорядиться чистой прибылью: пустить ли на расширение производства, отдать школе или разделить между собой.

Как правило, речь идет о небольших деньгах. Редко компании выходят за пределы родной школы. Тем более что по учебному плану через два месяца депо должно быть ликвидировано. Правда, если дела идут хорошо, то компания может «прожить» несколько лет и даже выйти на «неигровой» уровень.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz