Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья "Достижения молодых молодеют и растут" в газете "Открытый урок" №49 (168) 3 декабря 1998 г.

Достижения молодых молодеют и растут,

несмотря на то, что российский бизнес совершенно устранился от помощи школьникам, которые не просто изучают экономику но и создают действующие школьные компании, в которых азбуку предпринимательства проходит будущая деловая и политическая элита России.

Статья "Достижения молодых молодеют и растут" в газете "Открытый урок" №49 (168) 3 декабря 1998 г.В этом я убедился, когда на расширенном заседании совета директоров межрегиональной общественной организации «Достижения молодых» было предоставлено слово нашим педагогам прикладной экономики и их питомцам. Старшее поколение отчитывалось о проделанной работе с четкостью и пониманием вопроса. А вот юное - Вика Добрынская из центра образования «Царицино» и Елена Спиридонова из Тулы - «рапортовали» на английском. Да так деловито и кратко, что, думаю, им позавидовал бы и сам Ли Якокка - менеджер всех времен и народов.

Что это не чудо, а совершенно нормальное явление, подтвердили третьеклассники 548-й школы Егор, Саша, Алиса и Оля, показавшие сценку, как стать предпринимателями.

Они еще не знают, что эта программа некоммерческой компании "Достижения молодых" увлекла не только их, а более четырех миллионов учащихся в 104 странах мира. Причем по массовости охвата Россия сейчас на втором месте после США, где в 1919 году впервые такой метод пришел в школьные классы. У нас он применяется седьмой год и нашел своих верных приверженцев почти во всех регионах. В Новгороде Великом центр "Достижения молодых" открылся в январе этого года. Но уже около тысячи ребят увлечены не только теорией, но и практикой созданием своих школьных компаний. Руководитель центра О. Тихомирова рассказала, что администрация города и области поддержала эту программу. Подписан договор о сотрудничестве с Новгородским университетом, Попечительским советом снят фильм, идет разработка регионального компонента. В этом году ребята из 8 школ побывали в Рочестере. Этот американский город - побратим Новгорода. Школьники дружат давно. Но наши ребята первый раз своими глазами увидели связь бизнеса и образования. И на ярмарке школьной компании в Новгороде они поделились им опытом. Ведь еще пять районов пока остались, как говорится, неохваченными... Председатель совета директоров «Достижения молодых» в России, генеральный менеджер компании «Эксон» Д.У.МакДональд подчеркнул, что «Достижения молодых» самая большая и быстрорастущая в мире некоммерческая компания. И посетовал, что российские предприниматели так и не поняли ее значения для своей страны. Хотя в зале бизнесменов было немало, все они представляли солидные западные компании: Си-банк, Артур Андерсен, Каргилл Энтерпрайзис, PBN, Проктэр энд Гэмбл, Форд, Боинг, Кодак и многие другие, чья торговая марка не вызывает сомнений.

- При всех ваших проблемах, - сказал МакДснальд, - сейчас время двигаться вперед. В экономическом образовании молодежи - тем более. И поможет в этом грант в один миллион долларов, выделенный к началу нового учебного года правительством США.

Средства пойдут на выпуск новых программ. Это «Семь шагов в мир экономики» - учебники и пособия с 1-го по 7-й класс, панируется расширенное обучение основам международной торговли в средней школе и старшеклассников. Во Владикавказе, Пятигорске, Самаре, Екатеринбурге пройдут семинары для учителей. Надо сказать, что этот блок методической учебы довольно обширен. В марте школьные компании соберутся на свой традиционный пятый Всероссийский слет, спонсируемый компанией «Эксон». А его победители посетят международную ярмарку в Дублине. Состязания в «МЭМ» (Моделирование экономики менеджмента) стали уже приоритетными для россиян на самом высоком международном уровне, где всегда наши посланцы бывают в призерах. Нынче поклонников этого конкурса ждет весенний кубок России. Этому состязанию интересный девиз придумали наши юные бизнесмены: услышал - забыл, увидел - узнал, сделал - ПОНЯЛ. Имение в этом - главный методический стержень прикладной экономики.

Посол США Джеймс Коллинз убежден, что новые взаимоотношения наших стран зависят от экономических связей, от конкретных людей - предпринимателей, управленцев, политиков, которые их будут образовывать. Выступая на встрече, он был откровенен и подчеркнул, что суть программы - помочь в создании основ рыночных отношений в России, чтобы было целесообразно и выгодно американским партнерам приходить на наш рынок. Программа «Достижения молодых» создает условия и воспитывает новое поколение в духе сотрудничества.

Д. Коллинз рассказал, что он вырос в семье педагогов. И знает, что это за труд. Отлично понимает, что сейчас в России учителя уделяют своим подопечным очень много времени, которое не всегда компенсируется материально.

- Я сужу по эффективности освоения молодежью предлагаемой программы, - сказал посол, - она помогает растить надежных партнеров. Поддержка этой программы - хорошие инвестиции в Россию. И это главное...

Посол посетовал на российский частный сектор, который фактически не участвует в спонсорстве таких программ. Об этом мы говорили потом с сопредседателем российской программы академиком Е. Велиховым, который убежден, что без экономического образования юного поколения нам будет трудно строить гражданское общество. Представитель администрации Президента Б. Минц в своем выступлении сделал упор на то, что эта программа поможет в подготовке управленцев, а также предпринимателей малого и среднего бизнеса, без чего рыночной экономике России не подняться.

Надо сказать, что такое представительное собрание проходило впервые. Четко, по-деловому, в лучших традициях директоратов ведущих мировых фирм. И было отрадно, что наши педагоги и их питомцы оказались не на последних ролях, подавая достойно, с пониманием и свой собственный голос.

Не хочу идеализировать программу «Достижения молодых». Знаю, что за последние два года немало сделано для развития экономического образования: выпущено много учебной литературы, подросли в своем мастерстве педагоги. Но, конечно, смешно слышать, что экономика по-прежнему - региональный компонент, когда наши дети все больше удивляют своими знаниями, проектами и успехами в этой области западный мир бизнеса. И это был не тонкий комплимент, когда опытнейший менеджер Д.У.МакДональд отметил в своем выступлении, что он хорошо знает по собственному опыту и отзывам коллег ведущих международных компаний, как высоко они ценят знания наших специалистов и их огромное желание учиться. Особенно молодежи... И все, что сделано, продвинуто, - это за счет энтузиастов в школах и регионах. И не без помощи программы «Достижения молодых». Ну а когда мне говорят о патриотизме, всегда интересуюсь: вы спонсировали или придумали нечто подобное? Пока нет? Тогда о чем разговор. Критерии цивилизованного рынка - результат сделки, интересы сторон. Они соблюдены. Результат есть. Значит, надо двигаться дальше. Я не сомневаюсь в высоком творческом потенциале наших учителей экономики и их учеников.

Юрий КОВЕШНИКОВ

 

Америка: в розницу и недорого

Статья "Достижения молодых молодеют и растут" в газете "Открытый урок" №49 (168) 3 декабря 1998 г.К словосочетанию «совместное предприятие» мы уже успели привыкнуть. Но когда СП создают школьники - это еще пока удивляет. Ученики московской школь № 1279 организовали совместное предприятие со своими американскими ровесниками из города Сиракузы, штат Ньо-Йорк. Их компания занимается экспортом-импортом продукции. Именно таким наглядным способом подростки учатся бизнесу и экономике. Все это стало возможным благодаря программе "Достижения молодых". В школе работает уже пятая детская компания. Каждая из них создается сроком на год, и ее сотрудники - только ученики 10-х классов. На презентации совет директоров международной торговой компании "Восток-Запад" отчитался о проделанной за два месяца работе. Все было чинно и очень по-деловому. Никакой лирики. Сдержанный, неэмоциональный текст, такой же внешний вид. Строгие костюмы, черные папки, официальные речи. Основа компании - президент, вице-президент по кадрам, вице-президент по финансам, вице-президент по маркетингу, вице-президент по продукции, вице-президент по коммуникациям. Каждый из них говорил о том, что сделал лично он и его отдел.

В ходе презентации сложилось ясное и четкое представление о том, чем занимаются эти ребята. Компания «Восток-Запад» - это акционерная компания. Акции имеют хождение только в школе, они были выпущены исключительно для образовательных целей. Среди их владельцев - директор, завуч, учителя, школьники и их родители. Всего 90 акций, по уставу никто не может иметь более трех. Отдел маркетинга провел опрос среди школьников на предмет, что они хотели бы купить за океаном. Выяснилось, что наших детей больше всего интересуют американские сладости, а именно шоколадные батончики и орешки, но при условии, что это не будет дорого. Партнеры из-за океана русской еды не захотели, для них интереснее оказались наши сувениры. Тогда московские партнеры отправились на Измайловский рынок (поскольку там дешевле) и купили 20 матрешек, 20 пасхальных яиц и 14 шкатулок. Американская делегация, к приезду которой была приурочена эта презентация, привезла в Россию свой съедобный товар и увезет в Сиракузы наш сувенирный. Как говорили наши школьники-бизнесмены, совет директоров у них заседает каждую неделю, и отчет отчет об этих совещаниях по электронной почте тут же отправляется партнерам за рубеж. Ребята понимают, что все это игра, но относятся к ней совершенной всерьез: рассчитывают прибыль, договариваются о 10-процентных комиссионных продавцам, о зарплате всем всем членам компании. Своеобразным итогом всей этой презентации стало выступление учителя прикладной экономики Надежды Быковой: "Дай человеку еды - и он будет сыт один день. Научите человека  рыбачить - и он будет сыт всю жизнь - именно это происходит в нашей школе. Ребята в рамках данной программы получают знания, которые понадобятся им во взрослой жизни. Они развивают у себя лидерские качества, учатся работать в команде и принимать решения».

От себя добавлю, что благодаря этому проекту школьники еще лучше изучают свой и без того блестящий английский (вся переписка, как и презентация, идет на этом языке). У ребят есть и свои бизнес-консультанты - это сплошь зарубежные бизнесмены, которые раз в неделю рассказывают юным предпринимателям о премудростях своей профессии, проводят тренинги, отвечают на вопросы. Отечественные деловые люди предпочитают пока на подобные просьбы не реагировать, ссылаясь на занятость.

Как известно, у нас в России сейчас кризис, проблемы и другие сложности, но в московской школе № 1279 открыт небольшой уголок, где можно будет купить себе немножко Америки. За приемлемую цену.

Ольга СТАРОВЕРОВА

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz