Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья «Обзор Школьных компаний» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Обзор Школьных компаний

Статья «Обзор Школьных компаний» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Продукция «Пионера» хороша с пивом

Школьная компания «Пионер» возникла в г.Азове Ростовской области на базе межшкольного учебно-производственного комбината. Она объединяет учеников 2-й, 5-й и 11-й школ города. Две из них - 2-я и 5-я - стали для нее основным рынком сбыта.

Определить продукцию помогли цены в школьной стоповой, где самая дешевая булочка стоит не меньше 3 тысяч. Это, считает президент компании Артем Кривда, по карману далеко не всем. Увесистый же пакет снэков (так «пионеры» окрестили свой конечный продукт) обойдется всего в 999 рублей. Столько, по мнению руководства компании, найдется у любого.

«Снэк», как объяснили члены компании, с английского переводится «быстрое утоление голода». И действительно, пакетик мучных изделий, похожих на крендельки, насыщает быстро и надолго. Сырье ребята приобретали в ближайшем магазине. Оставалось добавить в него соли или сахара и отправить в духовку. Через несколько минут полуфабрикат становился снэком.

Реализовывали товар прямо на переменах. Если за перемену не продавалось 100 пакетов, эта считалось трагедией. Впрочем, такое случалось редко.

Школьникам больше нравятся сладкие снэки. А соленые пришлись по вкусу любителям пива. «Сами мы пиво не пьем, - говорит Артем, - но покупатели считают, что вместе с донской рыбой снэк - лучшая закуска».

Смущало ребят отсутствие конкуренции (школьная столовая не в счет). Выручило приближение Нового года. Деда Мороза предоставляли 13 фирм, цены доходили до ста тысяч. Пионерский Дед Мороз стоил 20. Без заказов не остались.

Прибыль за два месяца работы составила всего 70 тысяч. Однако, поставь ребята своей целью именно заработок, им бы удалось ее достичь. В бизнесе важны инициативность и умение нестандартно мыслить. Этого ребятам не занимать. На 3-м слете компания получила диплом «За перемешивание человеческого теста».

А самой забавной выдумкой стало открытие брачного агентства слета. В брак можно было вступить с кем угодно, хоть с неодушевленным предметом. Не исключались и «шведские» семьи - до пяти жен или мужей. Только платить за каждую или каждого отдельно. Пятая женитьба и третий развод давали право на стопроцентную скидку. Заключение брака стоило три тысячи, расторжение - пять: «Пионер» против разводов.

Церемония совершалась, как положено: с кольцами из фольги и фатой, переходящими от пары к паре, маршем Мендельсона и строгой дамой-регистратором. Целью компания поставила переженить всех делегатов, и ей это почти удалось. Не избежали уготованной участи ни члены жюри, ни заглянувший из любопытства автор этих строк. Последнему нашли невесту «не отходя от кассы». За сводничество денег не взяли. Попытка спастись, сославшись на отсутствие российской валюты, ни к чему не привела: приняли в уплату украинскую гривну. Деньги ведь взимались скорее из принципа, чем ради наживы.

В последний день жюри получило от компании надлежащим образом оформленный финансовый отчет о ее деятельности во время слета.

Естественно, не может не вызвать вопроса мотив выбора названия компании. «Пионер» не потому, что мы какие-нибудь коммунисты, - объясняет Артем Кривда. - Пионер - это первый. У нас первый опыт в бизнесе, первое серьезное дело, первая зарплата. Вот почему «Пионер».

На «Спикере» хватает

Компания «БИС» приехала на ярмарку за опытом. «Посмотрим на других: узнаем, как надо работать, и сделаем лучше». В Красноярский край «БИС» увезла один миллион рублей - приз за третье место.

Компания занимается выпуском газеты и таким экзотическим для России делом, как производство компьютерных программ. Обучающую игру «Фондовая биржа» купили уже две школы (родной она была предоставлена бесплатно). «Первая специальность у меня - учитель информатики, - говорит преподавательница, - Но так скучно жить одинаково. Однажды я услышала по радио, что организация JA проводит курсы обучения прикладной экономике. Я выпросила командировку, съездила. За пятидневный курс, конечно, мало чему удалось научиться. Потом пришлось набирать знания самой. По моей инициативе ребята создали школьную компанию. Попробовали выпускать газету. Получилось». Нынешняя компания, тезка существовавшей в прошлом году, продолжает газетный бизнес. 150 экземпляров - вот до какой отметки удалось поднять тираж. «Можем подарить идею, - расщедрились 10-классники. - Мы распространяем газету и в коридорах школы, и за ее пределами. Но лучше всего школьная газета покупается на родительских собраниях». Статьи пишут сами школьники. Можно не только узнать о новостях школы, но и прочитать рассказы, стихи юных авторов. Рассказали в компании «БИС»: «Они приходят к нашему менеджеру по маркетингу, он дает им пачку газет. На перемене или после уроков ребята работают. С каждой проданной газеты - 10% их. На «Сникерс» хватает». Сами сотрудники компании тоже получают немного. Оклад президента - 6 тысяч рублей в месяц. Видя такое бедственное положение, учительница экономики (она же преподает информатику) решила производить расчет нетрадиционными методами - платить игровым временем. Выпуск газеты, например, стоит 1 час игры в DOOM.

Статья «Обзор Школьных компаний» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Приз имени рабыни Изауры

Приз «За эксплуатацию детского труда» чуть было не получила компания «Кредо».

Это одна из самых молодых компаний, представленных на ярмарке. Она возникла в школе №70 города Волгограда только в феврале этого года. Заниматься решили продажей изделий из ткани.

«Наша школа, - рассказывают, перебивая друг друга, пять девушек из совета директоров, - единственная, где преподается программа JA. Конечно, наша директриса очень заинтересована». Поэтому первоначальный капитал удалось сколотить без труда - школа дала беспроцентную ссуду. «Кредо» в долгу не осталась. Начала работу, встала на ноги и не только вернула долг, но и стола отдавать школе всю чистую прибыль. «Наша цель - не получить прибыль, а через управление компанией познать азы предпринимательства», - признались школьники.

Все бы хорошо, но только, как с удивлением выяснили члены жюри, схема работы компании очень напоминает рабовладельческую плантацию в Латинской Америке. Школьный кружок выжигания по ткани получает от «Кредо» необходимый материал для занятий, а взамен отдает готовую продукцию. За работу школьникам не платят. Деньги получает только преподаватель. За такую предприимчивость жюри решило вручить компании приз «Имени рабыни Изауры», но, по техническим причинам, не смогло. «Скорее всего мы пришлем эту грамоту в региональный центр. Его директору будет полезно узнать, что творится у него под боком», - сказали в жюри.

Хорошо или плохо поступает «Кредо»? Это сложный вопрос. Программа JA подразумевает, что школьники сами должны производить продукцию или хотя бы нанимать рабочих. Но вряд ли без «Кредо» мог существовать кружок выжигания по ткани. Да и в школьном бюджете деньги, получаемые от компании, не лишние.

В школу - за грибами

«Гриком-НН» («Грибная компания - Нижний Новгород») уже год действует в школе при Нижегородской сельхозакадемии. Она выращивает в школьной теплице грибы.

Научный консультант компании - доктор биологических наук Е. Михалев. От него школьники и получили всю нужную информацию.

В совхозе «Доскино» закупили солому для грибниц, посеяли споры и стопи ждать первый урожай. Плюс каждые две недели заражали новый мицелий. Ждать пришлось два месяца.

Созрело 5 килограммов грибов. Продать их в окрестностях школы труда не составило. Если на рынке килограмм стоит 30-40 тысяч, то у ребят -15. Затем покупатели пошли в школу сами. А с началом Великого поста в клиенты записался близлежащий церковный приход.

С удовольствием берут грибы все учителя. Основная проблема для грибоводов - обеспечить спрос. Пока это не удается.

На производстве задействованы две бригады. Грибы - штука капризная: надо ежедневно поливать, поддерживать нужную температуру. Вице-президент по производству Леонид Беззубов полчаса в день тратит на поливку. Учится он в третьем классе.

Младшую группу компании составляют в основном шестиклассники.

Самую тяжелую работу выполняют ученики старших классов во главе с президентом Сергеем Вилковым.

Каждый день руководство компании остается после уроков. Обсуждают итоги дня, планы на будущее.

Приходится думать о расширении производство. Тем более каждая стадия созревания требует особого температурного режима. Вот и строят несколько теплиц. При этом компания умудряется отчислять в фонд школы 15% прибыли, которая составила 600 тысяч рублей.

Сыграли в ШКАП

«Вы - будущие акулы империализма?» - спросил я у симпатичных девушек, работающих в компании «ШКАП». «Нет, экономные хозяйки», - ответила преподавательница. «Ну почему же», - обиделись девушки.

Беседуя с этими одиннадцатиклассницами, легко можно поверить, что они когда-нибудь станут «крутыми» бизнесменами. А пока все пятеро - управляющие «Школьной компанией активных предпринимателей» - «ШКАП». Организация дискотек и субботнее кафе - вот чем они занимаются. Почему кафе субботнее? В школе введена шестидневка, а стоповая работает всего 5 дней в неделю. Вот и решили извлечь из этого выгоду юные предпринимательницы, когда в ноябре прошлого года организовывали компанию. «Нет конкуренции - и это главное», - признались они.

Учителя не возражали. «Они каждую перемену заходят к нам в кафе», - с лукавой улыбкой говорят «шкаповцы». А учительница экономики, преподающая программу JA, с таким энтузиазмом отнеслась к затее учеников, что сама стала служащей компании. Ведет документацию, может работать и билетершей. Нет, не думайте, не из-за денег. Дискотеки проводятся довольно редко, а кафе работает всего 4 раза в месяц. Бизнес для школьников - игра. Главное для них - знания.

Компания «ШКАП» - один из примеров, что учеба и работа могут быть совмещены: со звонком «шкатговцы» сидят за партами. В кафе продается только уже готовая или быстро готовящаяся пища.

«ШКАП» скоро будет ликвидирован. Его организаторы закончат 11-й класс и поступят в разные вузы. «В вашей семье деньги будет зарабатывать муж или вы?» - поинтересовался я напоследок. «Скорее всего, работать мы будем оба».

Таковыми себя не считают

«Производим мы не столько, чтобы производить, сколько для того, чтобы управлять», - вырвалось во время интервью у ребят из компании с интересным названием «Новые русские» (Новокузнецк). И действительно - в компании 5 человек. Работают из них двое, трое управляют.

Может быть, это связано со специфическим характером продукции компании. «Новые русские» производит бары из сухого кедра. Причем делают их на таком профессиональном уровне, что жюри долго сомневалось, действительно ли школьники делают такие вещи.

С начала февраля этого года, момента основания компании, были произведены три бара. Десятиклассники нашли, где можно дешево закупить сырье - древесину, зеркальные стенки, стекло для дверцы. Станок арендовали у школы. Работали по 6-8 часов в день.

Цена каждого бара раза в три меньше, чем стоят подобные изделия в магазине. Два бара были проданы в Новокузнецке, третий ребята привезли и продали на ярмарке за 650 тысяч рублей. «Если б мы гнались за прибылью, мы бы больше производили и дороже продавали. Заработок для нас лишь стимул, а не главная цель».

В конце интервью мне объяснили смысл названия «Новые русские». «Сегодня в этот термин многие вкладывают отрицательный смысл. Но «новые русские» - это люди, которые создают производство». Однако на вопрос, причисляет ли мой собеседник себя к малиновопиджачной прослойке общества, последовал резкий ответ: «Я не считаю себя «новым русским». Но мы стараемся сделать все, чтобы «новые русские» были настоящими «новыми русскими».

Репортах со Всероссийского слета
школьных компаний вели
Александр ВОРОБЬЕВ (фото),
Антон ОСИПОВ, Руслан ЦАРЕВ

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz