Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья «Молодежью надо заниматься» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Молодежью надо заниматься

Статья «Молодежью надо заниматься» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.«А школьные компании-то выходят на самостоятельную орбиту!» - с удивлением констатировали члены жюри. И правда, уже нередки случаи, когда ребята сначала организуют свое дело, а потом, чувствуя недостаток знаний, обращаются к JA.

«Это удивительный пример предпринимательства «снизу», как оно и должно быть, - сказала в интервью «Открытому уроку» председатель жюри Татьяна Львовна Хромовичева. - Ведь в чем, как мне кажется, беда многих наших предприятий: они никогда не были предприятиями как таковыми. Они были петровскими заводами. Существовал госзаказ, и, что бы ни производилось, все покупалось. Потом на эти же деньги навешивался соцкультбыт. Понимаете, не было никакого простора для предпринимательских способностей. Может быть, именно поэтому многие предприятия сейчас находятся в тяжелом экономическом положении».

Цель программы JA - найти ростки предпринимательских способностей. Талантом бизнесмена наделены, по данным социологов, не более 5% людей. Именно они и обеспечивают занятость, создавая в основном малые предприятия. «Просеивание» школьников через «сито» программы «JA» позволяет выявить потенциальных предпринимателей и дает им шанс попробовать себя а настоящем деле. Ярмарка - не только один из компонентов всероссийского конкурса, но и возможность для детей рассказать о себе всей стране, а для JA - способ привлечь внимание к своей программе.

Ярмарка, кстати, проводится впервые, хотя соревнования проходят уже третий год подряд. Обычно они были закрытыми. Участники собирались в каком-нибудь пансионате в провинции и боролись между собой на тех же самых конкурсах, но за «закрытыми дверями».

«Нам нужно показывать себя, показывать своих детей, - сказала Хромовичева, - чтобы все знали, чем мы занимаемся, что в этом нет ничего противозаконного». Поэтому слеты, вопреки установившейся традиции проводить их в регионах, будут отныне проводиться в Москве, где мероприятие обходится дороже, но привлекает больше внимания.

Во время слета вопрос возникал за вопросом, и практически все требовали ответа профессионала. Потому корреспонденты «ОУ» обратились к членам жюри.

Вот мнение его председателя, заместителя исполнительного директора «Junior achievement of Russia» Татьяны Хромовичевой.

Корр.: Татьяна Львовна, должно ли быть обязательным преподавание экономики?

Т.Х.: Я считаю, что в наше время желательно, чтобы она преподавалась во всех школах. Ведь экономическая безграмотность населения потрясает. Недаром наши учебники читают сначала дети, потом родители. И говорят: «Как плохо, что у нас 15-20 лет назад такого не было». Мне кажется, что всяких потрясений можно было бы избежать, если б в школах нормально преподавалась экономика.

Каждый человек в жизни существует как бы в двух пространствах: экологическом и экономическом. Когда включаешь лампочку, не надо думать о законе Ома. А вот экономические решения человек принимает каждый день. Начиная покупкой буханки хлеба и заканчивая, скажем, арендой квартиры. Именно на данном этапе может быть не очень теоретизированный курс, но он нужен.

Корр.: Но может получиться и так, что, если прикладная экономика станет обязательным предметом, ученики к ней охладеют.

Т.Х.: Вообще такая опасность есть. Но, наверное, есть еще и другая. Экономика постоянно подвергается изменениям. А это требует от учителя все время держаться в гуще событий. Это не литература, где перемены проходят плавно и постепенно, не математика и не физика. Урок по экономике нельзя вызубрить раз и на всю жизнь. Нужно смотреть периодику, собирать статистику. Я. больше опасаюсь, будут ли успевать педагоги все время повышать свой уровень.

Корр.: Во время слета создается впечатление, что школьной компании преуспеть достаточно просто. А были ли такие, которые разорились?

Т.Х.: Разумеется, бывают компании, терпящие убытки. Это нормально: любой опыт хорош. Наверное, в следующий раз будут внимательнее и расторопнее.

Некоторые компании не терпят убытков, но выходят с нулевым результатом. Могут вернуть акционерам капитал - и все. Ни зарплаты, ни дивидендов. Причина здесь в большинстве случаев в плохом маркетинге. Плохо изучили рынок, не поняли, что лучше производить, и товар не пошел. И второе - это качество.

Они, кстати, тщательно это скрывают, и не всегда из их отчетов можно это понять. Но у них есть специальные рабочие материалы, откуда видно, что они прекрасно все посчитали, а вернуть акционерам капитал забыли. Как-то он растворился. А если его отнять, получается, что прибыли-то нет.

Корр.: У вас были такие компании?

Т.Х.: Были, конечно. Такое постоянно случается.

Корр.: Именно на этом слете?

Т.Х.: На этом не было. Но вот в региональных соревнованиях были. Ну ничего, в следующий раз будут умнее.

Корр.: Получается, хорошо проведенный маркетинг обрекает школьную компанию на успех?

Статья «Молодежью надо заниматься» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Т.Х.: Нет. Опять-таки нет. Все же бизнес - это и удачи немного, и везения. Он ведь очень многолик. Многое зависит и от презентации, от того, как себя подаешь.

Корр.: На Западе преобладают однопрофильные школьные компании, у нас - многопрофильные...

Т.Х.: Для России действительно характерна многопрофильность. Они варятся в своем коллективе, а этот рынок, надо полагать, совершенно не заполнен. Вот они и хватаются и за то, и за другое, и за третье...

Наверняка вы успели заметить, как много комланий специализируется на дискотеках. Это потому, что молодежью никто не занимается. У нос дети сидят на лестницах. И школьные компании всякие «ди-джейные» - тому яркое подтверждение. Подросткам некуда пойти, и самые предприимчивые это понимают.

То же самое касается издания газет. Значит, детям нужна внутришкольная пресса.

И, пожалуй, третий момент - это наши собственные низкие требования к их продукции. Потребуй мы лучшего качества, им бы волей-неволей пришлось сосредоточиться на чем-то одном.

Корр.: И в то же время на Западе ряд крупных корпораций помимо существующих направлений разрабатывают новые...

Т.Х.: Понимаете, западные фирмы начинали «после того, как», а не «до того, как». Поэтому и нашим компаниям надо сначала стать на ноги, а потом уже расширять сферы деятельности.

Корр.: Не кажется ли вам, что мелкой компании, для которой главное - как можно больше заработать, удобней иметь несколько профилей?

Т.Х.: Согласна. Недаром это характерно, скажем, для сезонного бизнеса. Там необходимо искать сферы деятельности, не зависящие от сезона. Но не нужно забывать, что школьная компания все-таки маленькая, срок ее действия ограничен. И если она будет кидаться во все стороны, это не лучшим образом отразится на качестве продукции.

Корр.: Ограниченность рынка сбыта как-то оговорена?

Т.Х.: Нет. Это их дело, где реализовывать продукцию. Но мы страдаем от того, что если в других государствах разрешено все, что не запрещено, то у нас этого мало, нужна еще и бумажка, что можно. Нам мешает отсутствие нормативного документа по школьным компаниям. Хотя в принципе их деятельность не противоречит закону.

Корр.: На своем ограниченном рынке они, однако, фактически монополисты...

Т.Х.: Конечно. У них там конкурентов нет именно потому, что этим никто не занимается. Вот в чем парадокс.

Корр.: А как с этим на Западе?

Т.Х.: Не могу сказать, есть ли у них конкуренты. Там своя специфика. Во-первых, с преступностью дело обстоит не так, поэтому люди меньше боятся. Там продавцы просто стучатся а дверь: «Нужно? Не нужно?» Они продают прямо у себя в микрорайоне, на улице и тому подобное. Так что рынок сбыта у них шире. Во-вторых, там школьная компания работает целый год, а за это время можно поработать над качеством.

У них и продукция совершенно иного плана - всякие полезные в обиходе предметы.

Корр.: Немудрено, наши ведь, по сути, продолжают традиции кружков по интересам...

Т.Х.: Да, конечно, конечно. Они продолжают то, что вышло из Домов пионеров. Это то, что они пока умеют.

Корр.: В конкурсной программе слета оговорено предпочтение производителям...

Т.Х.: Да, это так. Но в каком смысле предпочтение? Их желательно было видеть на ярмарке. Поэтому, когда изъявляли желание приехать несколько компаний, в первую очередь отбирались производственные. Сервисной компании тяжелее рассказать о себе, получается менее интересно. У производственников все понятно: товар лицом, живое общение с покупателем, и все как-то при деле.

Хотя у нас появился такой вид услуг, как компьютерные программы. Для нас это вещи, все-таки медленно входящие в нашу жизнь. Наверное, потому что у школ финансовые возможности не те. А на Западе они в школьных компаниях представлены достаточно широко.

Корр.: У некоторых школьных компаний число управленцев либо равно числу рабочих, либо превышает его...

Т.Х.: Бывает и такое. И опять ничего страшного. У них на самом деле обязанности распределены не очень четко. Чаще всего один и тот же человек занимается разными вещами. Он может быть и начальником, и в производстве, поэтому чистой рабочей силы у них меньше.

Корр.: Обучаясь по программам JA, ребята обретают навыки цивилизованного бизнеса...

Т.Х.: Стараемся...

Корр.: ... и, конечно, дай Бог, чтобы кто-нибудь из них занялся им и в дальнейшем. Но не боитесь ли вы, что, попав в большой бизнес, они разочаруются?

Т.Х.: Боимся. Ужасно боимся. Ведь их ждет столкновение с лишенным всякой логики законодательством, с налоговой политикой, которая не имеет ничего общего со здравым смыслом... Но мы надеемся, что они вырастут бойцами.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz