Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья «Не боюсь остаться без работы» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Не боюсь остаться без работы

Статья «Не боюсь остаться без работы» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Член жюри 3-го слета Евгения Вагина преподает «Прикладную экономику» в школе, учится в магистратуре Высшей школы экономики.

Корр.: Евгения Валериевна, на Западе предпочтительнее, когда школьная компания является однопрофильной. Наши же не склонны ограничиваться чем-то одним. Что же, на ваш взгляд, лучше?

Е.В.: Я думаю, что для школьной компании удобнее в какой-то степени, когда много разной продукции. Почему? Потому что продукцию школьной компании сложнее реализовать: у нее рынок сбыта меньше, чем у крупной фирмы. И, соответственно, если у нее не получится с одним продуктом, она может получить прибыль, реализовав другой.

Правда, и у нас некоторые компании все же специализируются на чем-то одном.

Корр.: Условиями участия в слете оговорено предпочтение школьным компаниям-производителям. Чем это вызвано?

Е.В.: Дело в том, что, на мой взгляд, производственную компанию сложнее организовать. Ведь она все-таки включает в себя процесс изготовления продукта. А сервисной компании проще. Создание компании производственной требует больше знаний и навыков.

Корр.: А вам самой приходилось участвовать в школьных компаниях?

Е.В.: Да, в качестве руководителя, консультанта. Моя компания участвовала в 1-м Всероссийском слете. Мы делали домашнюю выпечку. И в прошлом году у меня были две компании одновременно. Одна занималась опять же выпечкой и продажей сока, вторая - школьной беспроигрышной лотереей. Как раз на их примере я и убедилась, что у сервисных компаний и затрат меньше, и трудоемкость в них невысокая, а доход за один день гораздо больше.

Корр.: Чего сейчас не хватает школьным дисциплинам по экономике?

Е.В.: Сейчас нет стандарта школьного экономического образования: он до сих пор не утвержден. Поэтому каждый идет в своем направлении - кто что выберет. Соответственно - проблемы с учебниками.

Если мы возьмем «Прикладную экономику», то это довольно хорошо структурированный курс. Он прошел апробацию не только в России, но и в других странах, ведь эта программа существует уже более 75 лет. Это подтвердило, насколько актуален, нужен и полезен материал, который она предлагает.

Если же брать другие предметы, очень часто они являются выхолощенным суррогатом 1-го курса института. Из него выбираются какие-то определенные моменты, и учащимся пытаются втолковать ключевые понятия. А те подчас еще не воспринимают их, потому что малы, наверное, и потому, что не видят этого на практике.

В данной ситуации, по-моему, именно школьная компания поможет привить детям интерес к предмету. Это и есть связь теории с практикой. Ученик «вживую» соприкасается со многими терминами, понятиями, моделями, которые мы выстроили в теоретическом курсе.

Корр.: Некоторые ваши коллеги жалуются, что в их школах «Прикладная экономика» преподается факультативно, поэтому с переходом школ на базовые программы они рискуют остаться без оплаты своего труда. Можно ли как-то решить эту проблему?

Е.В.: Я думаю, да. Во-первых, на сегодняшний день учителя могут выбирать курс, который преподают. И, во-вторых, это надо решать, конечно, на уровне школы. Во многих учебных заведениях «Прикладная экономика» не факультатив, а обязательный предмет. В частности, в той школе, где работаю я. Так что я не боюсь остаться без работы.

Наша компания - карман школы

Курс «Прикладная экономика» успел найти сторонников среди учителей. Видимо, ему есть чем привлечь.

Ирина Морозова, учитель прикладной экономики Нестеровской муниципальной средней школы Рузского района Московской области, школьная компания «Удача»: «Когда мы ввели курс «Прикладная экономика», жизнь в школе изменилась. Ребятам нравится изучать сам предмет, играть в компьютерные игры, а особенно - пробовать на деле, на что они способны.

Раньше мы считали, что они разболтанные, что им ничто не интересно. Но началась эта программа, и они с огромным энтузиазмом идут не на улицу, не куда-нибудь, а в школу. Дети полностью включаются в работу - и даже на других уроках они становятся совершенно иными. Это отмечают многие учителя. Поэтому я считаю, что эта программа именно оживляет жизнь и воспитывает ребят.

Очень часто на уроках мы не только изучаем зарубежную экономику, но и проводим аналогии: что у нас сейчас в России, как сделать, чтобы было лучше.

Мы проводили у себя совещание директоров школ района (пока мы - единственная в Рузском районе школа, где изучается прикладная экономика). Они в один голос говорили: «Да, когда эти ребята станут выходить из школы, с бизнесом в районе будет порядок».

Мы воспитываем этику, мораль бизнеса: «не обмани своего покупателя». И ученики стали по-другому смотреть на предпринимательскую деятельность. Раньше они считали: вышел на улицу, и все на этом заканчивается. А теперь понимают, что это - огромный труд».

Владимир Разумков, учитель информатики и прикладной экономики средней школы поселка Саваслейка Кулебакского района Нижегородской области: «Во-первых, мы приносим школе доход, во-вторых, делаем ей подарки. Проводили дискотеки - купили микрофоны, они остались в школе. Работали на компьютере - усовершенствовали его. Потом школа попросила отремонтировать видеоплейер, мы дали деньги. Это, я считаю, большой плюс.

Получается, что у школы есть свой карман, из которого можно хоть понемножку брать деньги. Хотя «немного» тоже сказать сложно. За два-месяца существования компании мы 700 тысяч передали школе. Для нее это большая помощь: больше денег взять негде.

Со всех сторон школьные компании выигрывают. Дети сами видят свою работу, и цели своей они достигают. Видят, что деньги можно заработать честным путем и нормально потом потратить. Это тоже плюс большой.

И мне, как учителю, это интересно».

Стричь баранов выгодно и интересно

«Мы монеточки куем», - было написано на одном из стендов. Но это неправда.

Со всей ответственностью заявляю - компания «Кузница» из Кемерова фальшивых денег не производит. У нее есть более интересные дела. Договориться с совхозом и стричь баранов, например. «Они такие хорошенькие», - поделились впечатлением школьницы. Стричь баранов - занятие не только увлекательное, но и выгодное. За две недели сотрудник компании получает от 60 до 100 тысяч.

Собственноручно состриженная шерсть покупается у совхоза, обрабатывается и из нее вяжется одежда. «Немного мы не попали по времени», - сокрушаются школьники. И правда: на дворе весна, а одежда производится зимняя. Хочется надеяться, что люди в Кемерове думают о будущем.

На ножах с законом

Получить еще большую прибыль школьной компании «Вега» (Воронеж) помешал Уголовный кодекс РФ.

«Вега» интересна тем, что создана на эстафетном принципе. В октябре прошлого года она была построена на основе существовавшей раньше в школе компании «Фортуна». Кроме ноу-хау, из последней в «Вегу» перешли два вице-президента. В следующем году новая компания тоже получит в наследство несколько опытных сотрудников. Кроме того, «Вега», которая будет ликвидирована до лета, передаст своим преемникам часть вырученных денег, чтобы у них был стартовый капитал.

Самой «Веге» пришлось в начале своего пути выпускать акции и брать кредит. К счастью, ее бизнес оказался довольно прибыльным. Компания выпускает школьную газету, делает изделия из соломы и бисера. Дает представления ее сатирический театр. Но самым доходным делом оказалась школьная дискотека, хотя проводится она всего два раза в месяц и вход стоит 2 тысячи рублей. «Веге» удалось накопить на покупку собственного аудиооборудования в дополнение к арендуемому у школы.

Одному из учеников младших классов стала грозить потеря зрения и необходимо было делать операцию в Москве. Именно из прибыли от дискотеки «Вега» оплатила проезд ему и его маме. На «дискотечные» же деньги воронежцы восстановили школьную радиоточку и стали передавать во время перемен свою рекламу, новости и музыку.

В прошлом году музыка приносила «Веге» неплохой доход. Компания записывала и продавала аудиокассеты. Но с января, увы, пришлось этот бизнес закрыть.

Ходят на спектакли с удовольствием

Статья «Ходят на спектакли с удовольствием» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.В этом году театру-студии «Крош» при школе поселка. Красный Октябрь г.Саратова исполнится 6 лет. Последние два года он существует в качестве школьной компании.

Именно два года назад в школе появился курс «Прикладная экономика». Когда дело дошло до организации компании, ученики, недолго думая, преобразовали в нее театр.

Они понимали, что взиманием платы за вход на спектакли дело не ограничится. Надо работать и над уровнем исполнения, и над декорациями, и над костюмами. С последними встал вопрос: шить самим или арендовать? Пошив обошелся бы в 50 тысяч за костюм, аренда же у своего консультанта -Саратовского государственного театра оперетты - в 25-30 тысяч. Решили арендовать, заодно и время сэкономили. Не проиграл и консультант, не имеющий средств даже на покупку лампочек в гримерную. У государства не допросишься, а младшие коллеги выручили.

Зрители не жалели о потраченных деньгах. Перед пустым залом работать не доводилось.

Поселок официально входит в черту Саратова. На деле же находится в 15 километрах от него. Последний автобус из города приходит в 5 часов вечера. Клуб работает только по праздникам. Выбор, где провести вечер, у молодежи невелик: либо в театре, либо на улице.

Одна беда - репертуар обновляется медленно. Чтобы подготовить новую постановку,

требуется колоссальное количество времени. А когда-то и учиться нужно.

Проблему притока финансов решить удается. Каждый спектакль снимается на видеопленку. Одна видеокассета, красочно оформленная художником театра, стоит 20 тысяч рублей. Также театр ездит на гастроли в ближайшие села. Там ребят уже знают и ходят на спектакли с удовольствием.

Не чуждо «Крошу» меценатство. На школьной олимпиаде по экономике компания учредила приз за первое место - 50 тысяч рублей.

«Многие думают, что бизнес и искусство несовместимы. А попробуй сделать спектакль так, чтобы к тебе пришли. И пришли не в последний раз», - говорит наставник юных предпринимателей от сцены Сергей Самойлов.

На слете «Крош» вызвал неоднозначные оценки. С одной стороны, специализация не вяжется с привычными представлениями. А с другой - чем не компания? Членам жюри даже неудобно было задавать крошевцам провокационные вопросы при интервьюировании: все-таки люди искусства.

Все сотрудники управленческого звена компании одновременно и актеры. Учатся работать и на сцене, и с документацией.

Президент театра «Крош» Ира Тарунова хочет поступать на театральное отделение Саратовской консерватории. Но не прочь попробовать себя и в качестве предпринимателя. Вице-президент по финансам Женя Буц планирует заняться компьютерным бизнесом, однако пока с радостью выходит на сцену.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz