Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья «Услуги - золотое дно, но экономику они не поднимут» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Услуги - золотое дно, но экономику они не поднимут

Статья «Услуги - золотое дно, но экономику они не поднимут» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Член жюри Наталья Опарина преподает прикладную экономику в одном из СПТУ г. Владикавказа.

Корр.: Наталья Васильевна, цель JA - поднять малый бизнес в России. Получит ли победитель слета помощь при организации своего дела?

Н.О.: Я полагаю, этот вопрос скорее к структурам государственным. Это могут быть и Фонд поддержки развития предпринимательства, и агентства по малому бизнесу, и образовательные структуры. Члены компании-победителя могли бы по собеседованию пройти в экономические вузы. Мне кажется, можно делать детям такие поощрительные подарки.

Корр.: Как отбирались делегаты слета?

Н.О.: В регионах проводились конкурсы по тем же критериям: отчет, продукция, презентация...

Корр.: Насколько мы знаем, предпочтение отдавалось производителям...

Н.О.: Само собой разумеется, потому что производство - это то, чего у нас в принципе не существует.

Корр.: А в чем конкретно оно выражалось?

Н.О.: Ну трудно сказать. Баллов давали больше. Знаете, как в бизнесе предприятие подвергается льготному налогообложению, если оно что-то производит. Услуги, конечно, - золотое дно, но расцвета экономики они не обеспечивают.

Корр.: Вас не смущает, что в некоторых компаниях число руководителей либо равно числу рабочих, либо даже превышает?

Н.О.: Депо в том, что у нас всегда так было: кто-то работает, а кто-то руководит. Вы еще забыли, что сюда приехали только по 5 человек от компании, то есть руководство. А тех, кто непосредственно занят на производстве, здесь нет.

Они же учатся. А научиться легче, когда занят чем-то одним: кто-то маркетингом, кто-то финансами...

Корр.: От слета создается впечатление, что дорога юным бизнесменам расчищена: организуй компанию, выходи на JA -и все отлично. А были ли школьные компании, которые обанкротились?

Н.О.: Были. Но даже они могли поехать на слет. Да и у многих делегатов далеко не во всем плюсовой результат. Ну и что? Ведь наш лозунг - «учись, делая».

Так что тут вы правы, дорога расчищена. Работай, зарабатывай, показывай свою деятельность людям. А потом можешь заняться серьезным бизнесом, если сочтешь нужным.

В регионах (не буду называть, в каких) бывали случаи, когда школьные компании разваливались из-за отсутствия содействия со стороны администрации школ, местных властей. Хотелось бы здесь взаимопонимания.

Корр.: Должно ли быть обязательным преподавание экономики в школе?

Н.О.: Боюсь навлечь гнев многих преподавателей, но я считаю, что это должно быть по выбору. Говорить, что совсем не нужно экономическое образование, конечно, глупо. Прикладная экономика, безусловно, обязательна. А все остальное, бухучет, например, - то, что необходимо только профессионалам, - по выбору.

Корр.: Вы что-нибудь купили на ярмарке?'

Н.О.: К сожалению, нет. У меня не было ни одной свободной секунды. Теперь вот собираю информацию, кто в каком номере живет, чтобы хоть что-то приобрести.

На ярмарке глаза разбегались: хотелось и того, и того, и я завидовала Джорджу Макдональду, который имел такую возможность. У меня ее не было. Не в плане финансов, а из-за отсутствия времени.

Корр.: А предлагали купить?

Н.О.: Навязывали! Там проводилась серьезная маркетинговая работа.

 

Кому отстегивают школьники

Госналога не платят почти все школьные компании. Нет, они не прячутся от налоговой службы. В нашей стране существует инструкция № 3 к закону о подоходном налоге, согласно которой все деньги, заработанные в рамках учебного процесса, налогообложению не подлежат. Также есть статьи 26 и 28 Гражданского кодекса, которые разрешают заниматься предпринимательской деятельностью с 6-летнего возраста.

Но этих документов мало. Сейчас JA работает с Государственным комитетом по делам молодежи над созданием единого закона, который регламентировал бы все аспекты деятельности школьной компании.

Пока же решающее слово - за директором школы. Разрешит - будет создана компания. Зарубит на корню - ничего не поделаешь. Директора можно понять - все-таки он берет на себя определенную ответственность. Хотя ничего противозаконного в деятельности школьной компании, повторяю, нет. Юристы JA тщательно изучили правовую базу.

Так кому же все-таки платят школьники? Несмотря на существующие законы, государству отдают некоторые компании часть прибыли. Так, компания «Скифы» платит налог правительству Северной Осетии. "Видно, это местная  специфика», - удивленно пожали плечами в JA.

К «местной специфике» относятся и отчисления в региональные центры JA. Последние сами решают, вводить ли налог и какова будет его сумма. В будущем планируется твердо установить, какой процент от прибыли перечислять в региональные центры, и на вырученные средства планируется сформировать стипендиальный фонд.

Главный налог для школьных компаний - налог самой JA. Он растет прямо пропорционально доходу. Для компании с чистой прибылью больше 101 доллара в месяц этот налог составляет почти треть выручки. Полученные деньги JA использует для развития своих программ.

Почти все школьные компании поддерживают школу. Это может быть финансовая помощь - плата за аренду помещений, пожертвования. Еще многие компании за свой счет ремонтируют и украшают родное учебное заведение, бесплатно проводят различные культурные мероприятия - школьные вечера, дискотеки. Учителя в школьной компании никакой зарплаты не получают. Преподаватель - отстраненный наблюдатель, который своими советами корректирует деятельность учеников. Но тут есть одна тонкость. Для получения первоначального капитала каждая компания продает определенное количество акций, по которым позже выплачивает дивиденды (если только не разорится). Акционером может стать любой человек. И бывает так, что не только учителя, но и директор школы покупает акции.

Но большой прибыли от акций ждать не приходится. У большинства компаний чистая прибыль меньше 100 долларов в месяц. У немногих чистая прибыль 100-300 долларов, и только единицы зарабатывают больше 2 миллионов рублей «чистыми» в месяц.

Главное сейчас - не заработать как можно больше денег, а получить знания и опыт. «Посмотрите, у этих детей совсем особенные глаза. Они умеют держаться, разговаривать, охотно идут на общение», - умилялась одна из членов жюри. Директор кинотеатра «Художественный» (где проходила ярмарка) сначала очень переживала, что 1 60 детей такого «опасного» возраста учинят разгром, хотела остаться до закрытия ярмарки - 21 часа - контролировать все лично. В пять часов вечера она спокойно сказала: «Я поехала. Мы с вами подружимся».

Производителей больше, но...

Статья «Услуги - золотое дно, но экономику они не поднимут» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Из 27 опрошенных школьных компаний - участниц слета 15 являются однопрофильными. У остальных 12 число специализаций колеблется от двух до пяти. Семь многопрофильных «мини-синдикатов» одновременно и производят товары, и предоставляют услуги. К чистопроизводственным относятся 12 компаний, к чистосервисным - 9.

Поскольку у многопрофильных компаний сервисные направления, как правило, доминируют, создается впечатление, что услуги все же более популярны. Первое место занимают дискотеки. Они - конечный продукт у семи компаний. За ними идут услуги, позаимствованные у фирмы «Заря» и домов быта, - 5 компаний. От бытового обслуживания две («Пионер» из Азова и «Театр «Крош» из Саратова) унаследовали новогодние поздравления на дому, две («Аскоша-2» из г. Нижнего Тагила Свердловской области и «Удача» из поселка Нестерова Рузского района Московской области) - фотоуслуги, одна («Поиск» из г. Киржача Владимирской области) - отделку помещений две школьные компании (воронежская «Вега» и «Театр «Крош») избрали для приложения сил театр.

Две компании выпускают полиграфическую продукцию. Основной предмет у одной из них («Гризли» из Магнитогорска) - визитки - принадлежит сервису. Но она же занимается и издательской деятельностью, а вторая «полиграфическая» компания («Радуга» из Дальнегорска Приморского края) изготовляет обложки для книг и тетрадей. Это заставило автора после долгих колебаний включить их в число производителей. К ним же следует отнести 5 компаний, выпускающих школьные газеты.

Одна компания («Ваше счастье», г. Фурманов Ивановской области) проводит в школе лотерею.

Два вида услуг можно записать в разряд уникальных. Это перепродажа гимназической формы по принципу секонд-хенд («Эко», г.Новороссийск) и... пользование школьным гардеробом («Ваше счастье»).

У производителей особенно популярны продукты питания, которые выпускают 5 компаний. Здесь выделяется «Гриком-НН» (г. Нижний Новгород). Она выращивает грибы в школьной теплице. Другие предпочитают кондитерские изделия.

Продукция пяти компаний связана с художественным выжиганием по ткани («Кредо», г. Волгоград), вышиванием («Оч'умелые ручки», г. Алексин Тульской области; «Скифы», г. Владикавказ) и вязанием («Кузница», г. Кемерово; «Эко»)

Четыре компании изготовляют сувениры. Одна («Вега») - из бисера и соломки, одна («Аскоша-2») - из глины, две других («Кит», село Туртапка Нижегородской области; «Аленушка», г. Алексин) занимаются резьбой по дереву.

Есть также одиночки, чей продукт не повторяется. «Фито» (г. Болохово Тульской области) собирает лекарственные травы, «Поиск» делает надфиледержатели, «Кит» выпускает хлебницы и корзины, «Эко» изготовляет корпуса для очистителей воды. И, наконец, самый серьезный производитель - «Новые русские» из г. Новокузнецка Кемеровской области. Продукция последней - кедровая мебель.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz