Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья «Реальный шанс вырастить настоящих «новых русских» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Реальный шанс вырастить настоящих «новых русских»

Статья «Реальный шанс вырастить настоящих «новых русских» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Даже в те времена, когда слово «бизнес» считалось ругательным, обозначаемое им явление в стенах школы процветало. Тому способствовал тотальный дефицит. Все - от аудиокассет и противозачаточных таблеток до модной одежды и огнестрельного оружия - можно было приобрести прямо во «втором доме». Нужные знания юные бизнесмены получали не на уроках обществоведения. Обучались на опыте старших по возрасту «коллег» и на собственных ошибках. А заодно впитывали нравы подпольного школьного рынка. Кто-то не рассчитался за покупку - «посади на счетчик». Боишься микрорайонной шпаны - заведи среди них (или еще более отпетых) приятелей. Должник упорствует - избей. Иначе прогоришь.

Таким образом, именно школа готовила будущих теневиков.

Сегодняшнее положение в экономике зеркально отражает школьный рынок советских времен. Юные бизнесмены сами производили разве что репродукции порножурналов. Да и о близости их со шпаной сказано не просто так. Перемены последних лет привели к тому, что потребность в услугах школьных нуворишей автоматически отпала. Львиную долю их ассортимента стало возможным приобрести в любой коммерческой палатке. Откровенно же криминальный товар типа оружия большим спросом никогда не пользовался.

Приняли новый вид и учебные программы. На смену навязшим в зубах «Основам советского государства и права» пришли новые дисциплины - попытки растолковать учащимся рыночные реалии. Беда, однако, в том, что заученные термины в сознании ученика не соотносятся с действительностью. «Большинство современных программ по экономике часто являются выхолощенным суррогатом первого курса института, из которого вырезаются какие-то определенные моменты. Учащимся пытаются объяснить понятия, а они не воспринимают их потому, что малы, наверное, и потому, что не видят применения того, что им втолковывают на практике», - считает преподаватель прикладной экономики, магистрант Высшей школы экономики Евгения Вагина.

Пять лет назад JA проникла и в Россию. Здесь она преподает в основном курс «Прикладная экономика». Его главная особенность - создание учащимися коммерческой компании в собственной школе.

В любой школе есть подсобное хозяйство, мастерская, кружки по интересам. Практика показывает, что последние используются весьма успешно.

В Новороссийске есть школьная компания «ЭКО». При ее создании никто не собирался специализироваться на вышивке. Компании хватало двух других направлений: сборки из полуфабрикатов бытовых фильтров для воды и перепродажи школьной формы по принципу секонд-хенд. Последнее заслуживает особого внимания. В гимназии, при которой существует компания, обязательно ношение формы. По мере взросления ученики из нее, естественно, вырастают. Вот юные бизнесмены и решили покупать старую форму и перепродавать младшеклассникам, которым она как раз впору. Но вернемся к кружкам. После возникновения «ЭКО» в гимназии закрылся кружок вышивания. Предприниматели решили взять бывших кружковцев на работу. Так компания обзавелась еще одним профилем.

В феврале сего года в Волгограде образовалась школьная компания «Кредо». Жюри 3-го слета удостоило ее диплома имени рабыни Изауры. Почему? Сами члены компании ничего не производят. За них это делают младшеклассники из кружка художественного выжигания по ткани. Часть прибыли в виде зарплаты от компании получает руководитель кружка Елена Волкова. С одной стороны, классический пример эксплуатации: ведь малышам за работу не платят. С другой стороны, компания обеспечила кружок тканью. Да и «зарплату» руководителю кружка она, в отличие от государства, выдает регулярно.

Компания «Ваше счастье» из г.Фурманова Ивановской области фактически спасла зрение первокласснику. Мальчику срочно требовалась операция, сделать которую могли только в Москве, а средств на дорогу у семьи не было. Проезд до столицы ребенку и его матери оплатила компания. И оправдала свое название: ведь главное условие счастья - здоровье. Школьная компания «Театр «Крош» возникла на базе ученического театра-студии. Продукция, соответственно, - спектакли. Консультант - Саратовский государственный театр оперетты У него же компания арендует костюмы для своих постановок. Поскольку искусство, особенно в глубинке, сегодня в такой же нищете, как и образование, приток наличных денег театру, а ему не за что купить даже лампочки в гримерную, вовсе не мешает.

«Считается, что искусство и бизнес несовместимы, - говорит руководитель «Кроша» Сергей Самойлов, - А попробуй поставить спектакль так, чтобы на него пришли. И пришли не в последний раз». К слову, репертуар юных шоу-бизнесменов, например пьесы по произведениям Бернарда Шоу, к массовой культуре отнести затруднительно.

Поселок официально входит в черту Саратова. На деле же находится в пятнадцати километрах от него. В пять часов вечера приходит последний автобус из города, и до утра связь с миром обрывается. В клубе есть художественная самодеятельность, но выступает только по праздникам. А в будни в распоряжении молодежи лишь темные улицы. Вечерние спектакли становятся глотком свежего воздуха.

Во все времена ходовым товаром, причем не только в школах, но и в вузах, были и остаются шпаргалки. Но этот источник дохода перестает быть теневым. Победитель 3-го слета компания «Гризли» из Магнитогорска выпускает полиграфическую продукцию. Один из плодов ее деятельности - карманный сборник всех математических формул. Спрос на него, по свидетельству членов компании, растет накануне контрольных.

Несмотря на то, что JA отдает предпочтение школьным компаниям-производителям, более популярна сфера услуг. Причина в том, что организация производства - процесс более трудоемкий.

Статья «Реальный шанс вырастить настоящих «новых русских» в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Лидируют дискотеки. Из 30 участвовавших на 3-м слете компаний их проведением занимается пять. В числе компаний, не попавших на слет, «дискотечные» в абсолютном большинстве.

Именно потому, что сервисную компанию создать проще, шансы занять призовые места у производственных были выше. Член жюри спета, учитель прикладной экономики из г. Владикавказа Наталья Опарина объяснила это тем, что именно производство обеспечивает расцвет экономики, и потому учащиеся должны получить практический опыт в первую очередь в этой области.

Заместитель исполнительного директора «Junior achievement of Russia» Татьяна Хромовичева полагает, что популярность у школьных компаний услуг - следствие объективной ситуации а стране. Специфического молодежного сервиса, который был бы по карману подростку, у нас как такового нет. Школьные компании и заполняют существующую нишу.

Однако есть и серьезные производители. Компания «Новые русские» из Новокузнецка привезла три кедровых бара ручной работы. При взгляде на них не верилось, что это сделано не на фабрике. А цена - всего 650 тысяч рублей.

«Название у вас интересное», - не удержался я в беседе с представителями компании. «А что, плохое?» - обиделись ребята. На выручку подоспел заместитель директора Кемеровского регионального центра JA Владимир Шустов; «Те, с кем обычно ассоциируются эти слова, - не настоящие новые русские. Настоящие - те, кто поднимает производство. Мы - настоящие новые русские».

Согласно учебной программе, период действия школьной компании - два месяца. Однако часто ребятам оказывается мало этого срока.

Президент компании «Гриком НН» из Нижнего Новгорода Сергей Вилков в этом году заканчивает школу. А в компании, занимающейся выращиванием грибов, как раз намечается расширение производства. «Не знаю, - говорит Сергей, - наверное, заключу договор со школой и буду продолжать работать. Жалко бросать, когда самое интересное начинается».

Школьная компания «Фито» (г. Болохово Тульской области) появилась вообще без вмешательства JA. Учащиеся хотели подзаработать на летних каникулах и начали собирать лекарственные травы. Предварительно проработали специальную литературу и взялись за дело. А уже потом вышли на JA. В планах на будущее - открытие в городе фитобара. Помещение под него предоставляет городская администрация.

Отношения школьных компаний с властями складываются по-разному. Проблема в том, что их деятельность не оговорена законом. «Мы страдаем от того, что если в других государствах разрешено все, что не запрещено, то в России наоборот. У нас нужна еще и бумажка, что это делать можно», - говорит Татьяна Хромовичева. В настоящее время «Достижения молодых» совместно с Госкомитетом РФ по делам молодежи разрабатывает соответствующий нормативный акт.

Если в школах прикладная экономика уже пустила корни, то средние профессиональные заведения пока отстают. Только одна компания - «Поиск» (машиностроительный колледж г. Киржача Владимирской области) - представляла его на слете. «Профессиональному образованию и карты в руки, - считает Наталья Опарина, преподаватель одного из СПТУ г. Владикавказа. - Ведь практически у любого училища солидная производственная база. Ничто не мешает учащимся овладевать основной специальностью и полученную при этом продукцию реализовывать в рамках школьной компании». Солидарен с ней и руководитель «Поиска» Рудольф Логинов. На его взгляд, ПТУ, техникумы, колледжи от этого только выиграют.

Один из трех видов продукции «Поиска» - надфиледержатели - изготовляется в учебных мастерских колледжа.

Наши же имеют преимущественно несколько специализаций. Как считает Евгения Вагина, это обусловлено тем, что при выпуске нескольких продуктов у школьной компании возрастают шансы получить прибыль.

Различен и характер продукции. На Западе предпочитают изготовлять всяческие полезные в обиходе предметы. В Росси же сказывается привязка к кружком по интересам, из которых вышла значительная часть компаний. Впрочем, у нас всегда все хоть сколько-нибудь, да по-своему.

Не берусь судить, самые ли лучшие программы JA из всего, что есть в мировой практике преподавания экономики. Однако положительные стороны налицо. Школьники на деле узнают, что такое цивилизованный бизнес.

В муниципальной общеобразовательной средней школе поселка Нестерова Рузского района Московской области, где существует единственная в районе школьная компания «Удача», провели совещание директоров школ. После него участники в один голос твердили: «Теперь мы надеемся, что скоро, когда эти дети станут выходить из школы, с бизнесом в районе будет порядок».

«Вы не боитесь, что, придя в большой бизнес сегодняшние ученики разочаруются?» - спросил я Т.Хромовичеву. Она честно ответила: «Боимся. Но надеемся, что они вырастут бойцами».

Разочарование действительно ждет многих. Кто-то не выдержит, кто-то решит, что легче «играть по правилам». Но кто-то обязательно выстоит.

Безусловно, не все члены школьных компаний в будущем займутся предпринимательством Однако экономически грамотных людей недостает не только в этой сфере. Недаром учебники по прикладной экономике штудируют не только дети, но и родители. И сокрушаются при этом, что не имели такой возможности раньше.

Из советской школы вышли «новые русские», о которых рассказывают анекдоты. У школы российской есть реальный шанс взрастить «настоящих новых русских».

Потенциал высок. Свидетельство тому - призовые места, которые занимают последние годы школьники из России на международных соревнованиях по компьютерной игре «Management and marketing». Она также входит в программу курса «Прикладная экономика».

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz