Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья "Уругвайский президент обещал тоже написать" в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.

Уругвайский президент обещал тоже написать

Статья "Уругвайский президент обещал тоже написать" в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Когда ярмарка закрылась, стенды выстроились вдоль стен, а центральное место занял огромный стол, на котором расположился великолепный натюрморт из таких давно не экзотических в Москве фруктов, как ананасы, бананы, киви. Целых четыре официанта охраняли это богатство от робких посягательств присутствующих: в программе фуршет значился только после официальной части.

Последняя вполне могла вылиться в полтора часа скучных официальных речей. Но этого не произошло. Докладчики выступали коротко, интересно, время от времени умелыми шутками заставляя зал взрываться от хохота.

Для генерального менеджера одного из спонсоров программы JA - Exxon -одним из «самых радостных событий» стала попытка приобрести на ярмарке за 15 тысяч рублей товар, стоивший 12700. «Я мотивировал это тем, что 12700 - не круглая сумма. А девушка-продавщица сказала: «Это будет непрофессионально», - и отсчитала сдачу. У ребят деловое отношение к бизнесу», - заключил американец.

На вечере было зачитано приветствие Ельцина участникам слета. «Я показал письмо Бориса Николаевича президенту Уругвая, - рассказал один из членов совета директоров Сэм Тейлор, - и он сказал, что тоже, пожалуй, что-нибудь напишет нам».

«Кому из вас нравится учиться по программе JA? - поинтересовался заместитель министра образования РФ Александр Григорьевич Асмолов у сидящих в зале ребят. В ответ поднялся лес рук. - А кто из вас мечтает стать новым русским?» Только несколько человек осмелились признаться в этом.

«Программа «JA» обучает не только детей, - прозвучало в конце официальной части с трибуны, - но и учителей. Они начинают понимать, что бизнес не такая плохая вещь, как они раньше считали. А бизнесмены не воры и жулики».

Welcome to welcome

«Мы накормим всю страну!» - скромно вещает лозунг на стенде компании Welcome из города Коврова. «А вы в этом сомневаетесь? - обижаются юные бизнесмены, - Ковров мы уже кормим. Решили создать собственную пекарню. Но на собственное оборудование денег не хватило, пришлось заключить договор со столовой и арендовать оборудование у них. Набрали 20 работников, и пошло-поехало.

Правда, директор долго не давал разрешения на коммерческую деятельность, но в конце концов сдался. То ли вид голодных школьников подействовал, то ли распробовал вкус булок Welcome.

«Школа - не рынок!» - твердо сказал сначала директор. Как показала практика - рынок. Если можно дешево и вкусно (сам пробовал, знаю!) перекусить за время перемены, чем плохо? «Из всех опрошенных нашей маркетинговой службой, - гордо заявляет подпись под графиком на стенде, - только один процент остался недоволен нашей продукцией. Да и то потому, что она быстро кончается».

«Работа будет мешать учебе!» - раздавались и такие голоса. Ни у кого из ребят проблем с учебой нет. Юля, президент фирмы, заняла 2-е место на областной олимпиаде по праву. Один из вице-президентов два года подряд занимает второе место на областной олимпиаде по математике. «Областной стипендиат», - сказала преподавательница экономики, приехавшая вместе с ребятами на слет. «Правда, стипендии я не видел», - откликнулся сам стипендиат.

Школе - выгода. Часть прибыли компания отчисляет ей. Работающие на компанию ученики тоже не жалуются. Зарплата хоть и не очень большая, но платится без задержек. Кроме того, есть все шансы с будущего учебного года, когда нынешний совет директоров окончит 11 - й класс, стать самим руководителями компании и расширить производство. Потому что хоть прибыль и большая, но счет идет не но миллионы. Что делать - не продавать же школьникам родной школы булки втридорога?

Счастье ждет в гардеробе

Начало кооперации было ознаменовано появлением платных общественных туалетов. До такого ни одна школьная компания недодумалась. А вот прецедент платного гардероба имеется в 6-й средней школе г. Фурманова Ивановской области.

Пользование последним ученику обходится в 5 тысяч в год. За эти деньги компания «Ваше счастье» обеспечивает сохранность вещей.

Звенит звонок на урок. Юные гардеробщики закрывают дверь на замок и бегут учиться. Откроют только на перемене. Это позволило уменьшить количество опоздании на уроки, ведь в верхней одежде в класс не пускают. Сошло на нет и воровство: никто, кроме персонала, в гардероб отныне не вхож.

На зарплату компания выделяет миллион рублей.

В  наше  время  для многих  семей  и  5  тысяч проблема. Для таких предусмотрено исключение: сдают свои вещи бесплатно.

Другая сфера деятельности «Вашего счастья» - лотерея. В каждом розыгрыше участвуют 5 тысяч билетов ценой 500 рублей. А выигрыши солидные: часы, калькуляторы, видеоприставки. Их компания учреждала по данным специальных опросов. Призовой фонд каждого тиража - половина выручки от проданных билетов.

Обиженных не бывает. Даже самые невезучие игроки надеются, что фортуна еще улыбнется. И покупают как можно больше билетов, чтобы приблизить победу.

Часть прибыли компания откладывает на проведение выпускного вечера. Есть на ее счету и серьезное благодеяние. Первоклассник нуждался в операции, сделать которую могли только в Москве. Денег на дорогу у семьи не было, и ребенок рисковал ослепнуть. Компания оплатила проезд в столицу самому больному и его матери. Зрение спасли, и теперь у мальчика больше шансов стать счастливым.

«Фито» возникла сама

Статья "Уругвайский президент обещал тоже написать" в газете "Открытый урок" №16 (83) 30 апреля 1997 г.Основная масса школьных компаний появилась согласно программе курса «Прикладная экономика». У компании «Фито» из средней школы № 2 г. Болохово Тульской области вышло наоборот.

Начало  было  прошлым летом.  Ученики  решили немного подзаработать. Выбор сферы приложения сил подсказала неблагополучная ситуация в городе. Хотя он расположен далеко от границы с Украиной, последствия чернобыльской катастрофы его не миновали. Теперь жители страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы. А нужных целебных трав в аптеке не бывает. Узнали, какие растения растут в окрестностях города, как их правильно заготовить. Только после этого взялись за дело.

И снова встало множество вопросов. Как лучше организовать производство? Как реализовать продукцию? Как заявить о себе? Вот тут и понадобилась помощь JA.

Всего в компании заняты 18 человек. Из них 10 - на производстве, 8 - в управлении. Но и руководители могут при желании собирать травы. У «начальства» зарплата фиксированная, у остальных - за собранное и заготовленное.

В ассортименте - боярышник, пустырник, мать-и-мачеха, шиповник. Последнего заготовлено 3 килограмма. Цена килограмма, к примеру шиповника, - 30 тысяч рублей.

Растения, чтобы продать, надо сначала засушить, а это процесс небыстрый. Потому и прибыль не назовешь баснословной. Но ребятам важнее сам факт ее наличия.

Впрочем, достигнутого им все же мало. Компания планирует открыть в городе фитобар. Тут ей пошли навстречу местные власти, предоставляющие помещение. Городская аптека вызвалась консультировать покупателей.

Для привлечения клиентов продумываются варианты продажи в кредит, система скидок постоянным покупателям и оптовикам. О ликвидации компании никто не помышляет.

 

JA в России

- Как JA попала в Россию? - спросил я у президента Российского научного центра Курчатовского института, председателя совета директоров JA в России академика Евгения Павловича ВЕЛИХОВА.

- JA, не сама пришла в Россию, мы ее позвали. Мы - это не правительство, а организация «Дети - творцы XXI века». Хотя правительство поддержало нас с самого начала. Сейчас еще больше поддерживает. Борис Николаевич, как видите, приветствие прислал. ПОЧЕМУ JA?

Мы долго решали, какая из программ экономического образования школьников лучше всего подходит для России и наконец остановились на JA. Эта программа не идеологическая. Она не из тех, которые с пеной у рта доказывают, что капитализм - это хорошо, а коммунизм - плохо. Нет. Если почитаете учебник, то обнаружите, что он вполне допускает существование плановой экономики. Конечно, эта экономика сейчас не очень популярна в мире, но, кто знает, времена меняются.

Самым главным для нас в программе JA было то, что она основана на реальном опыте США - большого и очень успешного делового общества. У JA огромный опыт - 75 лет работы.

Учебники JA обновляются каждые три года. Их качество таково, что Япония сейчас переходит на учебники этой организации.

Кроме того, JA предлагает не один учебник, а целую систему образования. Задачники, программное обеспечение, бизнес-консультанты, программа «Школьная компания». В дополнение к переводным изданиям мы делаем свой учебник, который рассказывает о нынешнем положении дел в России. О классическом учебнике, конечно, не может быть и речи, потому что ситуация слишком быстро меняется.

JA предлагает определенный стандарт, который принят мировым сообществом. JA не утверждает, что воспитывает образованных экономистов. Ее задача - научить экономической культуре все население нашей страны. Программа JA массовая, не элитная. Она не только для лицеев и сынков богатых родителей. Она для всех, и в этом ее смысл и сила. JA: КАК БЫЛО И ЧТО БУДЕТ.

Возникновение центров JA в России началось спонтанно. Первый центр JA, возник с помощью Фонда Сороса в Троицке. Что-то делалось в Москве. Активно взялась Тула. Программа стала распространяться по стране. Сейчас 34 региона знакомы с программой JA.

Что JA планирует сделать в дальнейшем? Создать региональные советы директоров, например. В них войдут представители школ, администрации, местного бизнеса. Это усилит поддержку региональных центров.

В следующие 5 лет JA надеется пройти рубеж 1 миллион школьников, обучающихся по программе, в год. Хорошо было бы оснастить компьютерами и подключить к Интернету хотя бы все региональные центры.

Но для этого требуются капиталовложения. Что мне нравится в США, так это то, что там многие бизнесмены считают просто своим долгом участвовать в программе детского экономического образования. JA полностью финансируется деловыми кругами. Спонсируется JA как на федеральном, так и на региональном уровне. То есть такой ненормальной ситуации, когда центр «кормит» региональные центры, в Америке нет.

Кроме денег, JA обеспечивается и управлением. Школьникам бесплатно помогают бизнес-консультанты из различных достаточно крупных фирм. Вся программа JA управляется советом директоров, куда входят и "акулы" бизнеса. Они тратят то, что дороже денег, - свое время. Президент компании «Артур Андерсен» Хорн Ханс Йокум, например, очень занятый человек, но находит возможность подготавливаться и участвовать в совете директоров, который собирается несколько раз в год.

Я думаю, что это хороший пример для наших, российских, бизнесменов, которые, увы, слишком мало внимания уделяют JA. Пусть этот пример заставит их понять, что они не временщики, что Россия будет еще жить и жить, и кто придет им на смену - необразованные новички или экономически грамотные люди, - зависит сейчас от них.

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz