Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

 Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

Средства массовой информации об экономическом образовании школьников

 

Статья "Законы жизни пишут школьники", январь 2001 год

Статья, январь 2001 годЗаконы жизни пишут ШКОЛЬНИКИ

Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» — Junior Achievement Russia — провела среди российских школьников конкурс эссе «Законы жизни». Почти десять лет этот конкурс, учредителем которого является один из крупнейших американских финансистов сэр Джон Темплетон, регулярно проводится во всем мире.

Конкурс эссе — часть большой образовательной JA-программы обучения школьников основам экономики и предпринимательства, а также этическому отношению к бизнесу. Спонсоры проекта — Фонд Темплетона, фонд «Моторола» и гостиница «Аэростар».

Цель такого конкурса — выявить среди молодежи будущих лидеров большого бизнеса. «Нанять исполнителя довольно легко,— рассказывает член жюри Андрей Бадер, глава российского представительства компании Procter&Gamble,— гораздо сложнее найти лидера. Они на вес золота. И вот среди этих ребят я предвижу много лидеров, людей, которые способны самостоятельно думать, принимать решения, вести за собой других».

Более 15 тысяч юных эссеистов из 31 региона России размышляли в ходе конкурса о жизненных идеалах и главных законах бытия. Для подведения итогов были отобраны 8 работ, которые и предстояло оценить жюри во главе с академиком Евгением Велиховым — сопредседателем совета директоров МОО «Достижения молодых».

Победители и лауреаты получили дипломы и денежные призы. Специальные награды «За умение преодолевать трудности» направлены в детские дома Коми и Красноярского края. А первое место присудили 13-летнему Алексею Кондакову из Воронежа. Алеша с большим чувством и как-то очень светло описал случай из своей жизни — перелом позвоночника. Его эссе — рассказ о том, как улыбка помогла ему поправиться. «...Улыбка — это мостик от зла к добру. Мостик нежный и тихий, задорный и озорной, но всегда очень и очень надежный».

Андрей Бадер говорит, что его поразили работы всех финалистов — своей искренностью, человечностью и оригинальностью мысли. «Если человек мыслит стандартно, как он может стать - оригинальным? — пишет в своем эссе Дима Милованов из Иванова.— Нельзя же, в самом деле, просто так, с понедельника вдруг начать мыслить не так, - как все! Еще древние мыслители говорили,  что люди должны  научить себя удивляться...»

Статья "Соревнуются юные бизнесмены" в журнале "Народное образование" №7, сентябрь 1995 г.

Рубрика "Воспитание: Человек и время"

СОРЕВНУЮТСЯ ЮНЫЕ БИЗНЕСМЕНЫ

НИНА МААНДИ

Верно, что, начав с «Прикладной экономики», вы неизбежно обратитесь к новым источникам знаний, а значит, скоро придет такое время, когда и в нашей стране в отношении основ экономики можно будет сказать: «Это известно каждому школьнику!»

ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ, академик

 

Сегодня каждый, кто стремится преуспеть в жизни, будь он стар или млад, должен знать законы экономики. Ну, стар, может быть, сам как-то разберется. А как быть молодому, только вступающему во взрослую жизнь человеку? Ведь то, что до сих пор предлагала наша школа, жизни в ее нынешнем понимании учило мало. Наверное, поэтому люди неравнодушные и дальновидные сразу поняли суть и значение программы «Junior Achievement» и начали овладевать ею и учить по ней ребят.

Об этой американской программе рассказала мне в начале 90-х годов заместитель директора Межшкольного учебно-производственного комбината одного из районов города Таллинна Ида Александровна Чекулаева. Она приехала тогда с семинара из Москвы, и ее восторгам не было конца.

А надо отдать должное этому очень энергичному и о-о-очень практичному человеку: она обычно не только восхищается и произносит хвалебные тирады, но и тут же приступает к практической   деятельности.   Так   было   всегда: когда она работала преподавателем истории,   когда   занималась   пионерией, когда директорствовала в одной из школ Таллинна,  и тем  более теперь,  когда должность ее и время (так круто изменившееся) подталкивают и к новому содержанию, и к новым формам работы с завтрашними выпускниками. Так, по возвращении из Москвы Ида Александровна и директор УПК Малле Суурвяли   собрали  две  группы   (эстонскую и русскую) старшеклассников, увлекли своей идеей  преподавателей  и организовали семинар будущих энтузиастов   программы   «Junior Achievement».   Обучили   взрослых   сначала   у себя  дома,   потом   ездили   в   Москву, потом   пригласили   специалистов   из США к себе... Словом, программа «Junior Achievement» очень скоро завоевала Эстонию.

Мне же все это с самого начала активно не понравилось. Нет, урок у Иды Александровны прошел прекрасно, программы и материалы, которые она дала почитать, были убедительны и

 

 ментально, но за прибылью мы особенно не гнались — нам был интересен сам процесс издания газеты, мы приобрели опыт в издательском бизнесе. Надеемся, что уже не совершим тех ошибок, которые делают наши сверстники. А этот выпуск «Лиги» специально посвятили слету школьных компаний.

Бизнесмены из Архангельского городского лицея подарили мне свою «Лигу» — типографским способом отпечатанную газету, сделанную на вполне приличном журналистском уровне.

Выходит, дело-то и впрямь серьезное. И главное — нравится ребятам. И их родителям тоже нравится. Доказательство тому — еще одно интервью. Президент компании с импозантным названием   «Star Enterprise»   Андрей Бронников рассказал, что у них в Удмуртии программа «Прикладная экономика» распространилась очень скоро по всей республике. Есть территориально-региональный центр. Сам он с товарищами занимается по ней второй год. «Star Enterprise» занималась производством полиграфической продукции (вкладыши для кассет, наклейки и т.д.), прибыль ее составила 4026 рублей — самая скромная, кстати, из всех компаний, приехавших в Дубну. Но дело не в прибыли, а в том, что у этой школьной компании   был   на  слете  бизнес-консультант   Раис   Раисович   Галимов,   с которым мне и довелось познакомиться. Ему слово:

— Работаю директором одной из ижевских фирм. Я не спонсор, а именно бизнес-консультант компании «Star Enterprise» — даю ребятам советы, помогаю оформлять документацию. Дело это очень хорошее. Считаю, что знания и навыки, которые школьники приобретут, непременно пригодятся им в жизни, кем бы они потом ни стали.

Вот и конец нашим с Идой Александровной Чекулаевой спорам: дело нужное, полезное — чем шире оно пойдет по нашим школам, тем лучше для наших же ребят.

А теперь немного о слете и о развитии  программы  в  России.   О  целях и задачах   первого   российского   слета школьных компаний сказала председатель жюри Наталья Ивановна Смолина, которая является также заместителем   директора   программы   «Junior Achievement» в России. Так вот, по ее мнению, цель слета — определить уровень экономических знаний по основам малого бизнеса, выявить лучшие компании года, содействовать обмену и взаимным контактам между школьными  компаниями.  Для   достижения этих целей, а также для того, чтобы дать участникам слета отдохнуть (ведь дети же они все-таки, к тому же у них были каникулы), программа предусматривала ряд мероприятий. К примеру, была организована   выставка   продукции школьных     компании,   где   ребята   у стендов рассказывали об их деятельности. Некоторые сумели представить и фирмы своих консультантов и спонсоров. Лучшими экспозициями жюри признаны материалы компании «Интеллектуал»   (Александров-Сахалинский),   «Скат»   (Магнитогорск),   «Star Enterprise»   (Ижевск),   «Лотос»   (Суворов) и «Полет» (с. Большеустьинское, Башкирия).

Одним из самых приятных событий стало общение членов жюри с руководством школьных компаний. Ребята отвечали на вопросы, проявляя компетентность менеджеров, умело используя знания, полученные в курсе «Прикладная экономика», на практике.

Конкурс рекламы предлагал создать рекламный телеролик «неходового», не пользующегося спросом отечественного товара, и с этим заданием ребята справились отлично.

Помимо участия в конкурсах, школьники побывали на предприятиях, посетили Конверсбанк, Инкомбанк. И конечно же, были дискотеки, концерт художественной самодеятельности учеников и преподавателей, спортивные игры, презентация музыкального альбома «Живи, JA!» («Junior Achievement»), конкурс «Компания веселых и находчивых», «круглый стол» для преподавателей...

По итогам слета в десятку лучших школьных компаний года вошли «Модивикон» (Алексин), «Ирбис» (Волгоград), «М-клад» (Архангельск), «Эликом» (Протвино). Дипломами за пятое место награждена компания «Star Enterprise» (Ижевск). Третье место поделили компании «Интеллектуал» (Александровск-Сахалинский) и «МЭР» (Щелково). Они получили дипломы и денежные призы в размере одного миллиона рублей. Второе место заняла компания «Полет» из села Большеустьинского. Ребята увезли с собой дипломы, памятную серебряную медаль и денежную премию в полтора миллиона рублей. Победителем стала компания «Скат» из Магнитогорска. Ей вручили дипломы, золотую медаль и два миллиона рублей.

Были установлены и два дополнительных приза: «За волю к победе»,, который получила компания «Мода Барби» (Анадырь), и «За дружбу между народами» — он был вручен компании «Натурал» из Эстонии.

Образовательные   программы   «JA» рассчитаны на разные возрастные группы  школьников.   В   1 —3-м   классах  — знакомство с экономикой. 4—5-е классы изучают вводный курс в мир бизнеса. Для 6—8-х классов есть факультативная экономическая программа. И уже в 10—11-м классах юноши и девушки занимаются   собственно   «Прикладной экономикой», в программу которой и входит создание так называемых школьных компаний.

Все учебники, задачники, комплекты игр разрабатываются в США, переводятся на русский язык и распространяются по всем территориальным и региональным центрам России. А о географии можно судить хотя бы по тем компаниям, которые приняли участие в первом российском слете. Помимо игр, слетов, которые проводятся в России, школьники могут принимать участие в российско-американских соревнованиях по экономике и менеджменту, по телекоммуникационной связи, в безвалютном международном обмене между американскими и российскими школьниками. С 1991 года свыше 150 тысяч российских школьников обучились по этой программе. За это время подготовлено около трех с половиной тысяч преподавателей курса. Более 500 бизнес-консультантов передают ребятам знания и опыт практического применения законов и концепций рынка.

Мне было любопытно услышать мнение о программе руководителя команды из Эстонии Тийта Кангро: Эстония раньше других бывших республик СССР вступила в рыночные отношения, там знания, которые получают школьники в классе, проверяются не в игре, а настоящей живой жизнью.

— Это только кажется, что Эстонии смотрит на Запад. У нас сохранилось много связей с Россией, Белоруссией, другими республиками бывшего Советского Союза. Чтобы развивать эти связи дальше, нам нужно знать рынок этих стран, нужен русский язык, так как общение здесь идет, конечно же, на русском. Поэтому мы с большим удовольствием поехали на этот слет — пусть наши дети уже на школьной скамье завязывают связи друге другом, это будет только на пользу. Среди школьников есть такие, отцы которых занимаются бизнесом в первом поколении, сами ребята тоже имеют уже некоторые навыки. Да что далеко ходить за примером: мой сын учится в 6-м классе, но уже подрабатывает — вместе с другом они чистят и шлифуют под краску кузова машин. За неделю зарабатывают примерно 50 крон. Немного, но с чего-то начинать надо!

Все верно — с чего-то начинать надо. Конечно, есть у нас и свои российские программы, которые тоже дают знания и опыт в вопросах экономики. Вот и пусть соревнуются, пусть конкурируют..

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz