Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

 

НОУ ДО «Новгородский центр экономического образования»

Методические рекомендации по элективному курсу по экономики
для различных возрастных групп школьников

Методические рекомендации «Элективные курсы по экономике (предпрофильная подготовка, профильное обучение)»  (В методических рекомендациях рассматриваются основные приоритеты концепции модернизации российского образования и роль элективных курсов и курсов по выбору в освоении учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества).

Решение задач обеспечения долгосрочной конкурентоспособности России в определенной степени связано с качеством человеческого потенциала страны, а роль образования в этом процессе трудно переоценить. Как отмечает В.В. Путин «Российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно не допустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию - профессиональному в широком смысле этого слова» ( В.В. Путин Стратегия и тактика реформ. // Образование сегодня http://www.eed.ru/opinions/o_13.html ).

По международным сравнительным педагогическим исследованиям первых лет XXI века («ПИЗА», «ТИМСС» и др.) Россия выглядит далеко не блестяще. Причем, если в проверке знаний наши школьники еще находятся где-то в середине общей межстрановой картины, то при проверке умения применять знания в жизни, на практике, мы попали в конец списка стран, в которых проводились исследования.

Как отмечает министр образования и науки А. Фурсенко: «Мы учили нашу молодежь очень многому лишнему отчасти и потому, что не считали денег там, где их надо было считать. При этом мы много говорили о фундаментальности нашего образования, но при этом много и теряли, потому что фундаментальное академическое образование не всегда хорошо вписывается в рыночную экономику.

... На мой взгляд, в образовании сегодня главное, с одной стороны, правильно сформулировать стандарты образования, имея в виду точное понимание того, каким требованиям должны соответствовать, какой, как нынче модно говорить, список компетенций должны иметь люди, которые получили образование.... Желательно, чтобы мы учили людей тому, в чем они могут иметь успех. Мы вообще должны добиваться того, чтобы люди были успешнее, а значит, и счастливее - эти вещи взаимосвязаны».

Следует отметить, что реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: "академический", который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и "профессиональный", в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

2.  Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3.   Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%. 

4.  Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии ("язык-литература-искусство", "социальные науки", "математика - точные науки - технология").

5.  Организация профильной подготовки различается по способу   формирования   индивидуального  учебного   плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6.  Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени, по сравнению с основной, существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

7.  Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, "высшая" школа - в США.

8.    Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения, за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.

В правительственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» формируются новые приоритеты системы общего образования. Одним из них является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а с другой - социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.

17 октября 2004 г. Комитет Госдумы по образованию и науке на своем заседании поддержал разработанную министерством образования РФ совместно с Российской академией образования концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, представляя депутатам концепцию, отметил, что профильное обучение старшеклассников фактически уже существует в виде подготовительных курсов и заочных школ в системе дополнительного образования, однако носит бессистемный характер и доступно не всем.

Официальное введение профильного обучения на старшей ступени общего образования позволит в рамках модернизации системы образования предоставить равные условия учащимся при получении качественного среднего образования по интересующей специальности, облегчить процесс дальнейшего обучения, а также обеспечить плавный переход от школьного обучения к учебе в вузе.

Суть концепции заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать перечень предметов для углубленного изучения по какому-либо определенному профилю: гуманитарной или технической специализации. В соответствии с представленной концепцией, академические часы на освоение того или иного школьного предмета "расщепляются" на базовый минимум и углубленное изучение. Таким образом, уменьшение количества уроков по одним предметам даст возможность увеличить количество часов на освоение предметов по выбранному профилю. При этом, наряду с профильными классами, предполагается сохранить и обычные (универсальные классы).

Цель профилизации - обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.

Задача профилизации — создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

Профиль как раз и задает определённую сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям подростка. (Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению. Материалы научно-практической конференции. «Профильное обучение в Москве: опыт, проблемы, перспективы» //Народное образование, 2003, №7, с. 106-114).

 

Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Выпадет одно звено - все строение рухнет. Но основа нового образовательного "здания" - конечно, учитель.

Один из ярых сторонников профилизации - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявляет: "В профильной школе преподаватель должен стать консультантом при ученике, занимающемся самостоятельным поиском знаний. В профильный класс надо прийти, уже имея солидный фундамент систематических знаний по избранному предмету, навыки самостоятельной работы с литературой, реферирования".

Таким образом, профильное образование старших школьников приобретает не только общепедагогическое, но и социально-экономическое значение, так как старшая школа начинает реально участвовать в улучшении качества кадров, занятых в производстве материальных и нематериальных благ, становится стартовым этапом обеспечения конкуренто­способности будущих работников различных профессий и квалификации.

В современных условиях предпринимаются попытки ориентировать перспективное реформирование общего среднего образования на социальное воспроизводство трудовых, в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России.

При этом профильное образование не должно способ­ствовать социальной расслоенности - должен быть представлен общий старт равных возможностей, но разных результатов, например, по технико-технологическому профилю можно дальше идти в МГТУ им. Баумана, отраслевой инженерный вуз, колледж, ПТУ.

Т.е. профильное образование должно быть массовым, а не элитным, и не следует стараться с его помощью вытеснить или заменить базовое образование.

Основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в различных сферах жизни (интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникабельной и др.), т.е. «компетентностный подход». Этот подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве которого рассматривается не усвоение суммы информации, а способность самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. Такой подход ориентируется на практические результаты. Результаты международных исследований, как отмечалось выше, показали, что российская школа по критерию применяемости знаний находится в мире далеко не на позициях лидера.

Ключевые компетенции - это наиболее общие (универсальные) способы действий (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. «Ключевые компетенции» приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

Компетентность формируется в процессе обучения, и процесс формирования зависит не только от образовательного процесса, но и от той образовательной культуры, в которой живет школьник.

«Ключевые компетенции» состоят из трех базовых:

 1)  Компетентности, направленные на самореализацию (личностные компетентности).

2) Социальные компетентности (способность к коммуникации, способность работать в команде, обозначение и разрешение конфликтов, способность к адаптации и понимание других, контактность, социальная ответственность).

3) Компетенции в определенных сферах деятельности.

Видно, что данный подход предполагает иное, чем было, структурирование общего образования и иной принцип формирования содержания учебных процессов. В условиях перехода системы образования от классического для российской педагогики — «знаниевого» подхода к компетентностному, основанному на применении знаний и умений, должна серьезно измениться роль учителя в организации образовательного процесса, а также весь учебно-методический комплекс.

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. Иными словами, общество в целом и педагогическое сообщество в частности постепенно начинают осознавать, что на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.

Компетентностный  подход  -  это  подход,  акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.

Компетентностный подход - это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. На основании приказа Министерства образования от 26.06.2003 №2757 с 2006-07 учебного года должен начаться широкий переход на профильное обучение и, соответственно, с 2005/06 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-ых классах.

17 октября 2003 года комитет по образованию и науки Государственной думы РФ поддержал разработанную Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Суть концепции заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать перечень предметов для углубленного изучения по какому-либо определенному профилю: гуманитарной или технической специализации.

Постановлением Правительства от 09.06.2003 г. №334 был проведен эксперимент по введению профильного образования в ряде регионов России. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования была утверждена Приказом Министерства образования №2783 от 18.07.2002 г.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитывающего интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении профильного образования.

 

Профильное обучение направлено на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

-  Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

-  Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьником индивидуальных образовательных программ.

-  Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

-  Расширить возможности социализации учащихся, облегчить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников к освоению программы высшего образования.

Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, т.е. в системе образования должны быть созданы условия реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.

Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные.

Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным. Безусловно, набор базовых общеобразовательных курсов, обеспечивающих минимальный уровень общего образования для каждого старшеклассника, - это в определенной мере консенсус, зона взаимного пересечения мнений, взглядов, отражающих наиболее значимые цели, задачи, функции общего образования.

Профильные общеобразовательные курсы - курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в филологическом профиле; право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Элективные курсы - это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Они необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. (Информационное письмо департамента общего и дошкольного образования Министерсва образования России. №14-51-277/13 от 13.11.2003).

Школа может предложить 6-7 таких курсов, а ученик должен выбрать, скажем, 3 из них. Элективные курсы выполняют три основные функции:

а)  могут стать надстройкой над профильными предметами, дополнять их, поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне. Например, для социально-экономического профиля могут представлять интерес курсы математической статистики, математической логики, теории вероятностей и т.п.;

б)  могут развивать содержание одного или нескольких базисных предметов,  изучение которых в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит интересующимся школьникам получить дополнительную подготовку и сдать ЕГЭ по этим предметам на профильном уровне;

в)  могут быть направлены на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в областях, как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля, но способствующих их разностороннему личностному развитию.

Наконец, учащимся любого профиля чрезвычайно полезными в плане их развития могут оказаться такие практикоориентированные курсы, как: «Основы потребительской культуры», «Современный деловой этикет» и т.п. Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20.

Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Таким образом, профиль — это та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки.

Предпрофильная подготовка осуществляется путем организации курсов по выбору, основная цель которых - профориентационная. Поэтому число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно, желательно с 6 класса. Т.к. единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Т.е. необходима целенаправленная опережающая работа по освоению учениками самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

Предпрофильная подготовка включает в себя:

- Предметные   курсы,   направленные   на   расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

- Ориентационные курсы, способствующие самоопре­делению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

-  Информационная работа - организационное знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

-  Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор.

-  Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать экономистом, а для этого буду поступать в университет»).

-   Курсы   должны   способствовать   созданию   положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.

-    Отбирая   содержание,   учитель   (автор   программы) должен ответить на вопросы: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?».

-    Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, кейс-стади и т.п.).

-    Следует   использовать   возможности   преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, чем базовый курс по данному или родственному предмету.

-    Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности (менеджер, маркетолог и т.д.), т.е. повлиять на выбор учеником сфер профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)

-    Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».

-    Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.

Научными основаниями определения сущности обучения на старшей ступени выступают классические и современные педагогические и психологические подходы - развивающий, гуманистический, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, субъектный, возрастной.

В настоящее время, школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка, в частности, имеется большая совокупность различных учреждений, мероприятий, в том числе в системе дополнительного образования детей, которые обладают большим и реальным образовательным эффектом для детей. Соответственно, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и системах, крайне важны для оценки их уровня и направленности их «образованности» и, очевидно, не могут не учитываться при определении их возможностей обучения по избранным профильным направлениям.

Отсюда возникает вопрос о разработке индивидуальной   накопительной   оценки,   индивидуального   портфеля учебных достижений или, заимствуя распространенный англоязычный термин, - «портфолио».

Это тем более оправдано, что в настоящее время, на основе последней редакции закона «Об образовании» победы на олимпиадах международного и всероссийского уровней будут являться достаточным основанием даже для зачисления в вуз без экзаменов, а выдающиеся результаты, показанные в мероприятиях системы дополнительного образования - для приема в вуз вне конкурса.

Идея портфолио, - как совокупности («портфеля») сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющей роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющей образовательный рейтинг выпускников основной школы, - поддерживается большинством образовательных учреждений, педагогов, управленцев.

Если традиционная пятибалльная система оценки учащихся призвана выявлять пробелы в знаниях, то портфолио является «накопительной» системой оценки знаний и индивидуальных достижений.

В первую очередь портфолио призвано помочь ученику, родителям, наставникам правильно выбрать профиль и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка в III ступени средней школы.

Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения ученика в учебной и иной деятельности. В портфолио работ и проектов фиксируется участие в деятельности и успешность прохождения элективных курсов (спецкурсов по выбору, обязательной предпрофильной подготовке). В портфолио отзывов и рекомендаций собираются отзывы о социальной практике, рекомендации учителей и самоанализ развития самого учащегося.

По мнению разработчиков, портфолио - это система воспитания, а не жесткого фильтра. Его содержание в каждом конкретном случае определяется самим ребенком, в зависимости от цели, которую он преследует, например, при поступлении в класс с гуманитарной специализацией он может исключить из своего портфолио свои достижения в области точных наук, и наоборот.

Уже сегодня ведущие вузы страны испытывают потребность в банке данных индивидуальных достижений учащихся для возможности дистанционного обучения наиболее одаренных и перспективных учеников.

 

Элективные курсы по экономике

-  программы «Достижения молодых» (все программы «Достижения молодых» рекомендованы МинОбрНауки РФ)

-  перечень литературы «Вита-пресс» (все учебники имеют гриф Министерства Образования РФ).

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz