Главная   •   Новости   •   "Достижения молодых"   •   НЦЭО

Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Черемного-Конюхова, д.8, т. (8816-2) 946-946, +79212011469, +79524806613, E-mail: jarvn@yandex.ru

 

Фонд Хайнца Никсдорфа

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ СЕРИИ БИЗНЕС-КУРС

 

ПРЕДПРИЯТИЕ
КОРПОРАЦИЯ

КОРПОРАЦИЯ ПЛЮС

Использование в учебном процессе

 

О проекте «БИЗНЕС – КУРС»

Во всем мире давно признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть — управление экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер.

Проект «БИЗНЕС-КУРС» был задуман в 1994 г. специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и имел целью создание компьютерных деловых игр по управлению фирмой, отвечающих мировым стандартам и в то же время учитывающих российское законодательство.

Первая версия игры «БИЗНЕС-КУРС» вышла в свет в 1995 г. Версия 2 заняла первое место на Первом Всероссийском конкурсе образовательных программ (1996 г).

Настоящая версия 3 существенно улучшена и дополнена. Она представлена тремя самостоятельными программами:

«Предприятие», «Корпорация», «Корпорация Плюс», кото­рые отличаются набором управленческих решений и объемом отчетно-аналитической информации. Эти программы последовательно развивают навыки управления, дают конкретные экономические знания, вырабатывают экономический образ мышления.

 

Деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Предприятие»

В данной программе пользователь выступает в роли руководителя и единственного учредителя закрытого акционерного общества. Игровой курс состоит из 5 условных лет с месячным шагом. В каждом месяце можно принимать управленческие решения по следующим вопросам деятельности предприятия:

-        покупка и списание оборудования;

-        покупка сырья;

-        производство продукции двух видов;

-        оплата труда;

-        контроль качества;

-        реализация продукции в условиях конкуренции;

-        получение кредитов и открытие депозитов.

Кроме того, можно устанавливать любой размер личного дохода (дивидендов) в пределах годовой чистой прибыли общества. При этом остаток прибыли служит источником дальнейшего развития предприятия. Задача пользователя — добиться к концу игры наибольшего значения рейтинга, одновременно оценивающего совокупный личный доход и экономический рост предприятия с начала курса. Учащиеся наглядно познают здесь проблему оптимальных пропорций потребления и накопления, имеющую обще экономическое значение.

В качестве результатов деятельности предприятия компьютер предоставляет детальную управленческую отчетность, основные формы финансовой и налоговой отчетности, общепринятые финансовые показатели. В процессе изучения этой информации, что необходимо для достижения высокого результата в игре, учащиеся приобретают базовые знания по экономике предприятий.

 

Деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация»

БИЗНЕС-КУРС: КорпорацияВ данной игре требуется уже руководить открытым акционерным обществом, акции которого обращаются на фондовом рынке. Наряду с теми решениями, которые предусмотрены в игре «Предприятие», здесь можно осуществлять эмиссию акций с целью привлечения дополнительных средств для развития фирмы. В то же время расширены возможности для инвестиций:

допускается производство трех продуктов с разным уровнем начальных капитальных вложений, но и разной экономической отдачей.

Благодаря этим новым элементам, игра позволяет отчетливо осознать ключевые вопросы финансового менеджмента: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования (нераспределенная прибыль, кредиты, эмиссия), согласование дивидендной и эмиссионной политики и т.д. Одновременно усложняются текущие проблемы производственного менеджмента.

Игровой курс здесь продолжается дольше (6 условных лет), что позволяет больше внимания уделить указанным стратегическим вопросам управления.

Как и ранее, эффективность управления измеряется рейтингом. Но сам рейтинг базируется теперь на следующих «публичных» показателях деятельности общества:

-         годовая чистая прибыль;

-         годовая рентабельность собственного капитала;

-         рыночная цена акции.

Важнейшая особенность программы «Корпорация» заключается в том, что здесь представлен бухгалтерский учет как основа разнообразной отчетности предприятия. При этом вопросы учета, финансовой отчетности и налогообложения отражаются в строгом соответствии с российским законодательством.

Таким образом, «Корпорация» предоставляет уникальную возможность комплексного изучения ряда учебных дисциплин, связанных с финансами предприятий.

 

Деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс»

БИЗНЕС-КУРС: Корпорация ПлюсЭта программа на данный момент является вершиной проекта «БИЗНЕС-КУРС». Она дополняет содержание «Корпорации» рядом новых элементов, позволяющих использовать ее для профессиональной подготовки специа­листов в области финансового менеджмента.

Прежде всего, здесь расширены возможности для финансовых вложений. Теперь можно не только помещать средства на банковские депозиты, но и осуществлять операции купли-продажи акций других организаций.

Финансовая отчетность и ее общий анализ дополнены «западными» элементами (отчет о движении денежных средств по косвенному методу, индекс Альтмана и др.).

В программе представлены также следующие специальные вопросы финансового менеджмента:

-         Операционный анализ (расчет точки безубыточности, запаса финансовой прочности, операционных рычагов; анализ чувствительности прибыли).

-         Анализ капитала (расчет финансового рычага, цены действующего и привлекаемого капитала).

-         Анализ эффективности производственных инвестиций (расчет чистого приведенного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, причем по отношению не только к плановым, но и фактическим инвестициям, с полным раскрытием денежного потока).

Данная программа, как и остальные, снабжена обширной справочной системой, где детально разъясняются все встречающиеся понятия и термины. Можно сказать, что компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» представляют собой своеобразные интерактивные учебники по управлению и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих обучающихся.

 

Индивидуальный и коллективный варианты

В настоящее время игра «Предприятие» представлена индивидуальным вариантом, а «Корпорация» и «Корпорация Плюс» — как индивидуальным, так и коллективным.

Индивидуальный вариант может использоваться для самообразования и самостоятельных занятий в рамках очных учебных программ, а также при заочном и дистанционном обучении. Здесь пользователь, управляя предприятием, один на один конкурирует с компьютером.

Для учебных заведений предлагается специальная конфигурация индивидуального варианта для установки в сетевом компьютерном классе с возможностью одновременного и независимого использования на заданном числе рабочих мест. Это дешевле, чем соответствующее количество обычных копий индивидуальной игры.

БИЗНЕС-КУРС: Корпорация ПлюсКоллективный вариант предназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством преподавателя. Участники коллективной игры разбиваются на команды, каждая из которых руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой продукции. Передача информации между компьютерами команд и преподавателя осуществляется по локальной сети или через дискеты.

Максимальное количество команд оговаривается условиями поставки. Обычно в игре участвуют 5-10 команд по 2-3 человека в каждой.

Для проведения коллективной игры требуется от 18 до 48 учебных часов. Ее можно проводить как в рамках интенсивных краткосрочных семинаров, так и на протяжении целого семестра с включением в недельную сетку занятий.

Индивидуальные и коллективные игры серии «БИЗНЕС-КУРС» — прекрасный инструмент для всех учебных заведений, где ведется подготовка и переподготовка руководящего состава предприятий, бухгалтеров, экономистов, финансовых менеджеров

 

 

 

Использование в учебном процессе

Базовая программа «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация» прошла экспертизу в Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Министерства образования РФ и получила гриф «Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших учебных заведений экономического профиля» (ноябрь 2000 г.)

Другим свидетельством высокого качества деловых игр серии «БИЗНЕС-КУРС» стало то, что Экспертный совет Комиссии по организации подготовки управленческих кадров включил их в Список рекомендованных программных продуктов (ноябрь 2001 г.)

Пользователями деловых игр серии «БИЗНЕС-КУРС» в настоящий момент являются более 150 учебных заведений, в том числе — Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Академия народного хозяйства, Финансовая академия, Высшая школа экономики, МГИМО и др.

В помощь преподавателям 000 «ВККБ» регулярно проводит трехдневные семинары по методике использования этих программных продуктов в учебном процессе.

В октябре 2003 г. в г. Новосибирске прошла третья Всероссийская студенческая олимпиада по деловой игре «Корпорация Плюс», в которой приняли участие представители 19 учебных заведений из 15 городов России.

Накоплен немалый опыт проведения деловых игр непосредственно на предприятиях в целях повышения квалификации специалистов (Северский трубный завод, ОАО «Юганскнефтегаз», МАПО «МИГ», ЗАО «Северстальтранс»).

Сотни индивидуальных пользователей используют наши программные продукты для самостоятельного развития навыков управления и изучения финансовой науки.

Таким образом, деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» оказываются полезными для всех:

-         Кто преподает экономические дисциплины и стремится использовать новейшие средства обучения.

-         Кто хочет стать специалистом в области управления, учета, финансового менеджмента.

-         Кто уже связан по работе с указанными вопросами, но хотел бы расширить свой кругозор.

Нашим будущим пользователям мы хотим сказать: Смело присоединяйтесь к передовой технологии обучения и самообразования! Не пожалеете!


ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» 119992, ГСП-2, Москва, Воробьевы горы, МГУ, НИВЦ,

ООО «ВККБ» Тел: 939-56-82, 932-88-18

Факс:939-10-22

E-mail: info@vkkb.ru

WWW: http://www.vkkb.ru

 

© Новгородский центр экономического образования, 2003 - 2012

Hosted by uCoz